Цены держатся до конца

Выведенные на рынок жилья в начале 2013 г. новые проекты лишь на время притормозили рост цен. С апреля он возобновился и составит по итогам квартала 2–5%.

В I квартале 2013 г. объем вывода новых объектов на рынок жилья был сопоставим с показателями III–IV квартала 2012 г. Он составил (вместе с пригородной зоной Ленобласти) около 7 млн м2. По наблюдениям директора по оценке УК "Магистр" Инны Поповой, в I квартале 2013 г. средняя цена на жилье экономкласса снизилась на 2% по сравнению с IV кварталом 2012 г.

Весенний рост

Однако уже в апреле этого года ситуация изменилась. По данным консалтингового центра "Петербургская Недвижимость", жилье класса бизнес подорожало в городе и цены остались на прежнем уровне в пригородах, а на жилье масс–маркет и элита, наоборот, в пригородах цены выросли, а в черте города — нет. К началу мая средняя цена предложения в классе масс–маркет в обжитых районах Петербурга составила 87,9 тыс. рублей за 1 м2. В том числе 95,8 тыс. руб. / м2 в подклассе комфорт и 77,1 тыс. руб. / м2 в подклассе эконом. В целом по итогам апреля 2013 г. в классе масс–маркет корректировка средних цен составила +0,9%.
Средняя цена предложения жилья класса масс–маркет на пригородных территориях зафиксирована на уровне 67,2 тыс. руб. / м2. В том числе 75,6 тыс. руб. / м2 в подклассе комфорт и 65,6 тыс. руб. / м2 в подклассе эконом. По итогам апреля 2013 г. в классе масс–маркет на пригородных территориях корректировка средней цены составила +0,9%.
"За прошлый год средние цены предложения жилья класса масс–маркет в городе увеличились на 10,9%, а в набирающей все большую популярность пригородной зоне — на 12,8%, — говорит руководитель консалтингового центра "Петербургская Недвижимость" Ольга Трошева. — Для сравнения: за весь 2011 г. прирост аналогичного показателя составил 6,7% в Петербурге и 6,9% — в пригородной зоне".

Ипотека в помощь

По мнению экспертов, возобновление роста цен связано с растущей благодаря ипотеке покупательной способности горожан. Около 35% сделок по приобретению жилья совершаются с привлечением ипотечных кредитов, отмечают в "Лемминкяйнен Рус".
"Возросла доля кредитов именно на первичном рынке жилья, — говорит генеральный директор компании Юха Вятто. — Банки охотнее сотрудничают со строительными компаниями, улучшая условия аккредитации строительных объектов. Настроения покупателей не изменились в связи с макроэкономической ситуацией. Рынок жилья достаточно инертный и не очень оперативно реагирует на незначительные изменения экономического климата".
По данным АН Home estate, лидерами продаж остаются объекты с самым низким уровнем цен и при этом максимально приближенные к станциям метро. Традиционно популярны Выборгский, Калининский, Приморский, Московский районы, а также проекты, располагающиеся на границе города: в Мурино, Кудрово, Буграх и др.
"Спрос на новые проекты сегодня очень высокий. Радует, что новые дома появляются в разных районах города и покупатель может выбрать местоположение по своему вкусу, — говорит генеральный директор агентства недвижимости Home estate Елена Амирова. — Все большим спросом пользуются квартиры с отделкой, и такое предложение есть уже почти у всех застройщиков. Спрос на ипотечное кредитование по–прежнему высокий, поэтому выбор ипотечных программ будет плюсом для проекта".
При этом Елена Амирова считает, что нынешние цены на жилье в Петербурге достаточно высоки (и часто неоправданно).
"Каких–то веских причин для их роста я не вижу, — замечает эксперт. — По нашим прогнозам, II квартал года будет спокойным. Люди еще не отошли от ощущения наступления второй волны кризиса".
В "Петербургской Недвижимости" предполагают, что благодаря развитию ипотеки в дальнейшем прирост цены составит 2–2,5% в квартал. На отдельных территориях, в частности в пригородной зоне Ленобласти, цены могут вырасти больше — на 4–4,5%.
В некоторых строящихся объектах цены за квартал могут увеличиваться до 15%. "Чаще всего это бывает в новостройках, — говорит Ольга Трошева. — Их только что вывели на рынок с низкой стартовой ценой, и застройщики наращивают стоимость постепенно, в первые 3 месяца продаж".