"Деловой Петербург". Закрылась сеть магазинов "РиК Компьютерс"

Один из старейших в городе продавцов техники "РиК Компьютерс" закрылся, задолжав поставщикам. Состав лидеров рынка меняется — на смену пионерам приходят более эффективные компании.

Сеть магазинов "РиК Компьютерс" (ООО "ТехКом") на прошлой неделе закрылась. По официальной версии — на реструктуризацию. На сайте невозможно сделать заказ. По телефонам компании ее представители отвечают, что магазины будут закрыты минимум неделю или до конца месяца. С 13 апреля официальные представители "РиК Компьютерс" исчезли со всех тематических интернет–форумов.
Арендодатели по всем трем адресам, где находятся гипермаркеты "РиК", говорят, что с 1 мая ретейлер полностью освобождает площади. В бизнес–центре "Литейный, 22", где базировалось ООО "ТехКом", уточняют, что компания начала освобождать помещения с начала 2013 года: от первоначальных примерно 1,5 тыс. м2 на последнем этапе оставались 400–450 м2, занятых только под торговлю. Офисные и технические помещения уже освобождены. На письменный запрос "ДП" в "РиК Компьютерс" не ответили.

Тонущий корабль

О финансовых проблемах "РиК" еще с прошлого года знает Виктор Гордейчук, президент сети "Техношок". "С начала 2013 года "РиК" перестал платить поставщикам", — подтверждает генеральный директор сети "Калинка" Владимир Борисов. В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти уже появились первые иски от поставщиков. В частности, дистрибьютор техники "Компания Ресурс–Медиа" требует почти 5 млн рублей. И, по данным "ДП", таких поставщиков много.
"Все бегут как с тонущего корабля", — описывает ситуацию в "РиК Компьютерс" один из его сотрудников на условиях анонимности. Начальство объявило, что компания банкрот, откровенничает он. На одном из профильных интернет–форумов появился комментарий за подписью официального представителя сети "Ситилинк", намекающий на то, что бизнес "РиК" может быть куплен этой компанией. В "Ситилинке" эту информацию опровергли, но с оговорками. "Никакого слияния наших компаний нет, — сообщили там. — Между нами есть определенные точки соприкосновения, но о результатах переговоров мы объявим, как только они появятся".
Участники рынка сходятся на том, что покупать нечего: площади арендованные, товар разойдется по поставщикам в уплату долгов, а бренд уже обесценился. В Петербурге как минимум 10 крупных игроков на этом рынке.

Репутация на продажу

В сети "Юлмарт" уверяют, что половина клиентской базы "РиК" (компания развивала программу лояльности) уже перешла к ним. Однако уточнить, каков размер этой базы, там не смогли. Гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков говорит, что в последнее время у "РиК" была крайне маленькая доля на рынке, тогда как на пике она доходила до 10%. "РиК" появился в 1998 году и завоевал репутацию магазина с низкими ценами. "Туда ездили за покупками со всего города", — вспоминает Иван Федяков. По его информации, сеть пыталась продаться еще во время первой волны кризиса. ООО "ТехКом", по данным ЕГРЮЛ, принадлежит Михаилу Рубашкину (50,5%) и Михаилу Кипину (49,5%). Выручка компании, по данным СПАРК, в 2011 году составила 3,7 млрд рублей, однако чистая прибыль — всего 1,2 млн рублей. Впрочем, финансовые эксперты относятся критично к обоим показателям.
"Старым петербургским ретейлерам мешают большие площади, которые подчас нельзя сократить, — в этом их проблема, — подчеркивает Иван Федяков. — Ретейлерам надо работать над эффективностью. Рынок уже не будет расти экстенсивно. Нас ждет очень серьезная оптимизация бизнеса и перераспределение долей в пользу наиболее эффективных компаний".
Хотя "РиК Компьютерс" развивал интернет–продажи, имея пять точек выдачи, его магазины действительно отличали большие площади. В частности, площадь запущенного в 2011 году магазина в торговом центре "Родео Драйв" составляла 3,5 тыс. м2 при высоких арендных ставках. Более того, по данным сотрудника, в прошлом году "РиК" пытался открыть еще один магазин.
Как резюмируют эксперты рынка, компания так и не смогла выбрать между онлайн– и офлайн– продажами.
Уход "РиК Компьютерс" для петербургского рынка значимое событие. Он был видным игроком–дискаунтером. "РиК" нравился покупателям своими ценами. Но представление о значении потребительской лояльности сильно преувеличено. Рынок бытовой техники и электроники в Петербурге очень насыщен, так что клиенты "РиК" распределятся относительно равномерно. Если владельцы "РиК" не расплатятся с поставщиками, это будет иметь большие негативные последствия для рынка. Усилится контроль со стороны поставщиков за всеми остальными участниками. Последний год и так был для рынка не очень удачным: потребители неохотно тратят деньги в условиях экономической нестабильности.
Владимир Борисов
гендиректор сети "Калинка"