На воде и суше без риска лучше

Страхование катеров и яхт развито слабо. В Петербурге застраховано до 25% от всех маломерных судов.

В общем объеме российского рынка страхования личного транспорта катера и яхты занимают незначительную долю. "Яхты, скорее, являются предметом роскоши, чем средством передвижения, поэтому их доля на рынке страхования транспорта невелика, — отмечает Максим Шимченко, начальник управления по страхованию морских рисков Северо–Западной дирекции СК "Альянс".
Характерной чертой рынка страхования водного транспорта является его сезонность. Навигационный период, в особенности в Северо–Западном регионе, короткий, с мая по сентябрь–октябрь. По оценке страховщиков, около трети договоров заключается только на период навигации.
Виталий Овсянников, руководитель управления имущественных видов страхования Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование" разъясняет: "Страхование на период навигации стоит примерно на 30 – 40% дешевле, чем страхование на весь год. Около трети клиентов оформляют расширенное покрытие, включающее полис гражданской ответственности". На время, когда водный транспорт не используется, есть специальный страховой продукт, защищающий от рисков в период хранения.
В список популярных видов страхования также входят страхование судна на период транспортировки и страхование ответственности судовладельца. Страхование каско судна — это страхование маломерного судна, его штатного и дополнительного оборудования, внутренней отделки. Дополнительно могут быть застрахованы личные вещи страхователя и членов его семьи, которые хранятся на судне.
По оценке Виталия Овсянникова, в Петербурге застраховано 20 – 25% маломерных судов, эксперт прогнозирует рост этой доли на 15 – 20% в год.

Кто чем рискует

Условия страхования новых и б / у судов всегда одинаковы, а вот стоимость полиса, разумеется, зависит от изношенности водного транспорта. Маломерные суда с большим сроком эксплуатации "стоят" по страховке дешевле. Страхование б / у яхт и катеров требует обязательного осмотра — чем старше транспортное средство, тем дороже обойдется страховая защита. При страховании каско судна стандартный набор рисков включает утрату, гибель или повреждение объекта.
Основными факторами риска могут стать тяжелые погодные условия, затопление, столкновение с другими судами и объектами, посадка на мель, а также пожар, взрыв и другие стихийные бедствия. Страхуют и участников спортивных соревнований.
"Но в основном яхтсмены предпочитают страховать яхты от угона, хищения или противоправных действий третьих лиц", — поясняет Максим Шимченко.

Цена спокойствия

Тариф на страхование судна варьируется от 0,5 до 3,5% в зависимости от его стоимости. Для гоночных яхт стоимость страховки будет выше. Точная величина тарифа рассчитывается с учетом страховой суммы и заявленных рисков. Берут во внимание возраст судна и стаж допущенных к управлению лиц, район плавания, франшизу, срок страхования и условия хранения водного транспорта.
Например, для яхты стоимостью 5 млн рублей тариф составляет в среднем 1 – 2% в год. "Для страховых компаний наиболее привлекателен сегмент новых маломерных судов. Стоимость страхования ответственности зависит от лимита ответственности. Обычно рекомендованный лимит — 500 тыс. рублей, тариф 1 – 1,5% от лимита ответственности", — говорит Виталий Овсянников.

Страховые случаи

В 2012 году СК "Альянс" было урегулировано несколько страховых случаев, связанных с маломерными судами. Компания выплатила 1,3 млн рублей за хищение маломерного судна. Еще один страховой случай был связан с повреждением гребного винта судна. СК "Альянс" выплатила клиенту 404 тыс. рублей.
Наиболее убыточный страховой случай в практике Северо–Западного дивизиона "Ренессанс страхование" — хищение катера со стоянки, клиенту выплачено 2 млн рублей.