"Деловой Петербург". Раздельный сбор мусора на добровольной основе

Автор фото: Trend/Сергей Чевалков

Петербург — грязный город, и зачастую создается ощущение, что его жители привыкли к вечному мусору и пыли. Тем удивительнее узнать, что сбором мусора в городе занимаются не только бомжи или гости с юга, но и молодые ухоженные менеджеры на гибридных авто, которые совершенно добровольно и безвозмездно забирают раздельный мусор от дома у всех желающих. "ДП" решил проверить эту сказку.

Утро субботы, солнечно, полдень. Сквер на 9–й Советской улице.
— Пластик "Пет два" — сюда. Крышки отдельно. Стекло туда, — направляет всех куратор акции по сбору мусора, которая идет еще только полчаса, а на площадке уже собрали несколько увесистых пакетов.
— А куда это кидать? — кручу я в руках пластиковую бутылку. Я стою перед целым рядом коробок и не знаю, куда ее кинуть. На коробках подписи: понятные — "батарейки", "стекло", "металл", и непонятные — "PET", "2", "1".
— Это различные марки пластика, — поясняет мой провожатый Руслан Конечных, участник движения "Собиратор". Он смотрит на дно — там указана маркировка: цифра 2. Значит, бутылку нужно кинуть к "двойке". Мы с Русланом привезли на акцию целую "тойоту" мусора. Разгружать машину нам пришлось в три приема. В награду всем участникам — кришнаитские конфетки. Движение "Собиратор" действует не только в Петербурге, но и в Москве, Киеве и Ярославле.

Легковые мусоровозы

— Она у вас так бесшумно едет, — говорю я Валерии Коростелевой. Мы едем с ней по третьему транспортному кольцу в Москве. Мы только что забрали макулатуру, стекло и тетрапаки в школе на пр. Мира. Едем в следующий пункт — недалеко от метро "Сокольники" кто–то хочет отдать свой мусор.
— Гибрид. Сейчас едет на аккумуляторах, — отвечает девушка.
— Это выбор исходя из убеждений? — спрашиваю я.
— Нет, в первую очередь экономическая выгода, — девушка еще долго рассказывает о преимуществах ее гибрида. Валерия Коростелева — основатель и организатор проекта "Собиратор". Суть проекта проста. Есть сайт. На нем есть карта. На ней одни участники могут оставить заявку: "заберите мусор". Другие заявку найдут, позвонят первым, согласуют время и день приезда. Мусор заберут и все сдадут. Бесплатно. Сервис мечты.
В Питере пока участвует немного людей — в среднем на специальной карте постоянно висит около 40–50 заявок. В Москве — сотня. Но цифры постоянно растут.
"Участники "Собиратора" нигде не знакомятся, это просто жители городов. Кому–то по пути позвонил, заехал, захватил вторсырье на пункт. Совершенно разные и ничем не связанные люди, кроме желания сдавать вторсырье на переработку", — рассказывает Валерия. Кто–то раньше уже участвовал в экологических акциях и движениях. Для других это все в новинку. Сколько каждый из них собирает, сказать сложно. "Сегодня он забрал 10–20 кг у семьи из дома. Завтра — из офиса 500 кг макулатуры. Таким образом, с момента запуска "Собиратора", за 4 месяца мы собрали минимум 10 т раздельного мусора", — оценивает Валерия.
Ее гибрид устал молчать и зарычал: он снова перешел с электрического тока на 95–й. Валерия рассказывает, как появилась идея сайта: "Я отходы раздельно собираю уже год. Тогда как раз появилась карта Гринписа с пунктами приема (раньше их нужно было искать в Интернете несколько часов). Стало понятно, куда их везти. Но появилась сразу другая проблема — пункты находятся далеко, ехать на транспорте неудобно. Вдобавок каждый принимает отдельно стекло, отдельно металл, отдельно бумагу".
Тогда и появилась идея — свести в одном месте активистов, у которых есть машины, с теми, у которых их нет. Стали созваниваться, переписываться. Так и возник проект. Позже прикрутили сайт, удобную карту и еще кучу всяких полезных новшеств.
То, что делает "Собиратор", — это пока даже не капля в море, а скорее одна миллионная этой капли. В год в городе собирают около 2 млн т так называемых твердых бытовых отходов. Конечно, "Собиратор" — далеко не первый, кто занимается раздельным мусором.
Первый пробный проект местный Гринпис запустил на Васильевском острове в 2002 году. В середине нулевых даже появилась программа по установке в городе 4 тыс. специальных контейнеров. Но из этого мало что получилось.
"Все эти площадки стали постепенно умирать. Проблема была в следующем: чтобы работал раздельный сбор, недостаточно поставить бачки. Часть баков не вывозились вовремя, и это негативно влияло на людей. Вы выкинули мусор, а он потом 2 недели стоит никому не нужный. Сейчас осталось лишь несколько десятков площадок в Московском и Кировском районах", — рассказывает руководитель петербургского отделения Гринписа Дмитрий Артамонов.
Всего в Петербурге действуют четыре – пять частных организаций и движений, занимающихся мусором: "Мусора больше нет", "Эка", "РазДельный сбор" и т. д. Некоторые из них специализируются на различных акциях — уборке территории, посадке деревьев, контроле качества воды и т. д., а участники движения "РазДельный сбор" раз в месяц запускают по городу "Экотакси" — нанимают небольшой грузовик, который по заказу приезжает прямо к дому и забирает мусор. Правда, в отличие от "Собиратора" не бесплатно (стоимость услуги — 899 рублей).
Из действующих городских программ — "Экомобиль" — специальный фургон, который принимает опасные отходы: батарейки, ртутные лампы, градусники (расписание его поездок на сайте http://www.infoeco.ru / ecomobile / расписано до конца полугодия).
Андрей Новкунский, координатор проекта "Экоблок" движения "Мусора.Больше.Нет", уверен, что раздельный сбор мусора может быть выгоден: "Мы завершили наш пилотный эксперимент. При нашей поддержке во дворе одного из домов на Коломяжском проспекте установили контейнеры для раздельного сбора мусора. На дворовой помойке работает специальный сортировщик, который разбирает, что можно пустить на переработку, что на полигон и что должно утилизироваться как опасное вещество. При этом жители ничего не платят за эту систему. Работа сортировщика и все расходы на транспортировку окупаются благодаря сдаче мусора на переработку за деньги. Сортировщик заинтересован в количестве мусора: чем больше он сможет отправить на переработку, тем больше получит".
По подсчетам "Мусора.Больше.Нет", один жилой дом на 400 квартир производит порядка 200 м3 мусора за год. "Нам удалось добиться, чтобы 40–50 м3 отправлялось на переработку. Оставшиеся 150–160 м3 вывозят по–старому", — говорит Андрей Новкунский.

Рейд

Улица Гастелло, 41. Девятиэтажная "сталинка". Мы приехали.
— Алло, Нина? А мы уже подъехали, припарковались, голубая машинка. Вам помочь? Я просто слышу — у вас там дети. А, ну ладно, мы подождем, — Валерия звонит человеку, который оставил заявку на сайте.
— Почему вы вообще начали этим заниматься? — спрашиваю я.
— Я по работе много езжу. Мы с мужем занимаемся бизнесом — организацией швейного производства. И по работе приходится много ездить — к заказчикам, развозить товары, вести переговоры. Почему бы не помочь тем, кто хочет сдать мусор, но не может довезти.
— А как вы относитесь к тем, кто не сдает мусор раздельно?
— Я их понимаю. У нас нет инфраструктуры для этого. Баков, налаженных процессов. Но, когда это сделают, а люди все равно не будут собирать мусор раздельно — вот тогда буду ругать. Все уже сделали, что тебе еще надо–то? — говорит Валерия.
Наконец из седьмого подъезда выходит женщина. Она несет целую кипу коробок. Перехватываем часть, укладываем в машину. Напоследок — фото сдавшего мусор рядом с забитым багажником — для блога.
До завода по переработке мусора доехать мы не успеваем. У Валерии деловая встреча в центре, поэтому мусор завозим в обычный пункт приема по дороге. Уже оттуда мусор поедет на завод.

Рубль за килограмм

Мы долго вертимся с Русланом в районе Греческого проспекта и улицы Некрасова. Наконец заезжаем за Мальцевский рынок. Там во дворе — контейнер. В нем — пункт приема, который официально подключился к проекту "Собиратора".
— Что сегодня? — спрашивает приемщик у Руслана.
— Бумагу отдам вам, да и все. Остальное на акции уже отдал.
Небольшой морской контейнер. Внутри — емкости для сбора мусора. Дверь, касса, ценник "1 кг макулатуры — рубль. Пивная бутылка — рубль килограмм". Поэтому никто из активистов даже и не пытается заработать на сдаче мусора.
"Если бы это было дико прибыльно, то пункты приема у нас были бы на каждом углу, — рассказывает Валерия. — Даже эти пункты приема кто открывает? Люди, которые неравнодушно относятся к проблемам. Но даже они стараются просто выйти в ноль. У них кроме пунктов, как правило, есть еще какой–то бизнес".
По ее словам, о выгоде смешно говорить, когда ты возишь раздельный мусор на "тойотах" (универсал) или гибридных легковушках. Выгода начинается, когда сдаешь вторсырье тоннами: журналы — 1500 рублей за тонну, полиэтилен — 5–6 тыс. В итоге обычный мусор можно вывозить реже, а за перерабатываемый даже получить какие–то деньги.
Андрей Новкунский уверен, что организовать раздельный сбор абсолютно реально и в рамках отдельного дома. "Все просто. ТСЖ должно заключить договор с субподрядчиком, который перебирает мусор. Одновременно остается договор на вывоз мусора "Спецтрансом". Однако он может приезжать теперь реже, а это экономит расходы ТСЖ и жителей дома на вывоз мусора, — рассказывает Андрей Новкунский. — Здесь есть единственная загвоздка — управляющие компании, как правило, в этом не заинтересованы. Для них лишние десятки тысяч рублей, которые можно выручить, не являются серьезным подспорьем".
Пока борьба с мусором в Петербурге — удел фанатиков. "Для чего я это делаю? — переспрашивает Руслан Конечных. — Наверное, чтобы это осело в головах у людей. Что раздельно собирать мусор в России можно. Вот даже среди моих знакомых треть фыркает носом, еще треть относится спокойно, а последние — активно реагируют. Вот ради них и делаем".
Но активисты уверены, что их инициатива может стать массовой.
"Хотя бы по нашей группе "Вконтакте" могу судить. Когда мы открылись, была сотня–другая человек. А сейчас — уже 7 тыс.", — радуется координатор движения "РазДельный сбор" Алексей Егоров.
"Около 10–15% людей собирали мусор в Петербурге раздельно, когда появились баки для раздельного сбора мусора. Делать это они начали без какой–либо дополнительной информации, только благодаря листовкам, расклеенным на подъездах и баках. И это нормальные цифры для начала процесса. В Европе, когда это все начиналось, было так же. Вообще, по данным опросов, если поставить баки во дворах и наладить всю систему, то около 60% горожан готовы выносить мусор раздельно. Без всякой дополнительной мотивации", — считает Дмитрий Артамонов из Greenpeace.

P.S.

Оставил заявку на сайте "Собиратора": "Пять–шесть коробок стекла, пластика и тетрапаков". Прошло 48 часов. Никто пока не позвонил.