Павел Астахов против американских родителей Максима Кузнецова. Хронология

Автор фото: Trend/ Анна Волкова

Скандал вокруг гибели в США трехлетнего мальчика, усыновленного в России, разрастается и выходит на международный уровень. Заявления с американской стороны делают не только представители властей округа Эктор, где произошла трагедия, но и Госдепартамента США. В свою очередь Павел Астахов стал аккуратнее в заявлениях, а представители российских властей разного уровня предлагают всё новые и новые варианты реагирования на ситуацию.

Уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов 18 февраля разместил в своем микроблоге запись: "В штате Техас приемной матерью убит трехлетний российский ребенок. Убийство произошло в конце января. Посольству РФ стало об этом известно, несмотря на отсутствие реакции со стороны Госдепа США. Мальчик умер, не дождавшись скорой помощи, вызванной приемной матерью. По заключению патологоанатомов, у малыша многочисленные повреждения". По словам омбудсмена, приемные родители "кормили ребенка сильными психотропными препаратами".
В тот же день официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил, что СК начал процессуальную проверку по факту гибели трехлетнего Максима Кузьмина.
Также через Twitter ситуацию прокомментировал уполномоченный МИДа РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов: "Будем держать на контроле следствие по делу Максима Кузьмина. Рассчитываем на заслуженное суровое наказание для виновных в его гибели. Усыновители регулярно давали трехлетнему ребенку мощный антипсихопатический препарат, обычно применяемый при лечении шизофрении у взрослых. Многочисленные повреждения головы и ног, брюшной полости и внутренних органов обнаружены у погибшего 21 января сего года Максима Кузьмина".
Через несколько часов Павел Астахов в своем микроблоге сообщил, что прокуратура штата Техас готова сотрудничать с Россией в расследовании смерти ребенка. По словам Астахова, результаты проверки техасской прокуратуры станут известны через 10–15 дней.
До заявлений российских чиновников единственным упоминанием о смерти мальчика в американских СМИ был некролог в местной газете. Там сообщалось, что проститься с трехлетним Максом Аланом Шатто (Max Alan Shatto), скончавшимся 21 января 2013 года, можно будет 30 января во время поминальной службы. Фото мальчика, которое в первые дни скандала публиковали СМИ, взято именно из этого некролога.
Но в течение 18 и 19 февраля крупнейшие издания США и Великобритании нашли людей, в той или иной мере причастных к делу о гибели мальчика. Шериф округа Эктор штата Техас Марк Доналдсон (Mark Donaldson) подробно рассказал, что согласно имеющимся документам, скорую помощь вызвала приемная мать мальчиков (Максим жил в приемной семье вместе со своим братом Кириллом) Лора Шатто (Laura Shatto). По ее словам, она оставила детей играть во дворе и зашла в дом, а когда вернулась — обнаружила Макса лежащим на земле и сразу позвонила в "911". Согласно медицинским записям, Макс Алан Шатто скончался в Центральном госпитале округа (Medical Center Hospital) в отделении скорой помощи. Пресс-секретарь Службы защиты детей (Child Protective Services) Пол Циммерман (Paul Zimmerman) заявил, что пока они не видят необходимости изымать второго усыновленного из дома Шатто. CPS ждет результатов расследования, а пока намерена действовать в интересах ребенка.
20 февраля официальный представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд (Victoria Nuland) выступила перед журналистами с заявлением. В том числе она сказала: "Мы знаем о случившемся и поддерживаем контакт с российским консульством в Вашингтоне. Произошла ужасная трагедия. Власти штата Техас ведут расследование, и пока нет никаких выводов. Но никто из нас, ни здесь, ни где-либо в мире, не должен делать выводов о ситуации до того, как полиция завершит расследование. Российская сторона делает громкие заявления, но мы намерены ждать окончания расследования".
Видео: daily mail
Павел Астахов, в свою очередь, сменил риторику. Он перестал утверждать, что произошло умышленное убийство, но выражает надежду, что приемная мать будет привлечена к ответственности при любом развитии событий вокруг данного дела. "Я думаю, что уголовное дело все равно будет, потому что даже если признают ее невиновной в умышленном причинении вреда и смерти, то оставление ребенка в опасности, а она его оставила одного на этой детской площадке и оставляла дома, — это уже преступление в штате Техас", — заявил он в интервью телеканалу "Россия 24". В этом же интервью детский омбудсмен заявил, что отношение к российским сиротам как к по определению больным в США очень распространено (чаще всего им приписывают "синдром алкогольного зачатия", существование которого вообще не подтверждено научно).
Видео:  Вести
И снова уполномоченный по правам ребенка не ознакомился с источником информации прежде, чем делать заявления. Например, на официальном сайте Службы защиты детей штата Техас разъясняется, что в штате нет ограничений по возрасту ребенка, при котором родителям запрещено оставлять ребенка одного. При этом власти оставляют за собой право выносить оценку адекватности родительского надзора. Что же касается "синдрома алкогольного зачатия" (он же ФАС — фетальный алкогольный синдром), то удивительно, что главный российский защитник детей не знает о существовании Координационного совета по профилактике вреда здоровью от алкоголя и фетального алкогольного синдрома при Министерстве здравоохранения РФ.
За последние дни прозвучало много разных предложений от российских чиновников, каким образом, по их мнению, должна быть реакция России на смерть Максима Кузнецова. Одни предлагают срочно вернуть в Россию младшего брата погибшего мальчика, другие утверждают, что необходимо поставить вопрос о возвращении из США всех усыновленных туда россиян. Третьи предлагают полностью остановить любое иностранное усыновление. Трудно спрогнозировать, как именно поступят российские власти. Определенно, что история с иностранными усыновлениями не завершена. Многие постараются разыграть свою политическую карту. Не стоит забывать, что на кону репутация России как страны с адекватным руководством, что немаловажно в преддверии Олимпийских игр в Сочи – 2014.