Распространители прессы лишились привилегий по аренде

Автор фото: Федоров Андрей

Киоски по продаже прессы, которых в городе сейчас около 1 тыс., уравняли в правах с другими временными объектами: ларьками по продаже блинов, продуктов, цветов и т. д., в то время как ранее для них существовала отдельная адресная программа, за которую отвечал комитет по печати.

Теперь киоски по продаже газет и журналов не будут включаться в схему размещения нестационарной розницы автоматически, и поэтому учредителям бизнеса придется бороться за землю на торгах со всеми прочими желающими. Новые правила вводятся постановлением городского правительства №1045, вступившим в силу в январе 2013 года, и касаются не только всех новых объектов, но и адресов, по которым требуется перезаключение договоров.
Документ начнет действовать в ближайшее время, когда комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка выпустит распоряжения о схемах размещения нестационарных объектов. "Но уже сейчас понятно, что новые правила приведут к сокращению числа точек по продаже прессы к 2014–2015 годам в 5 раз. Около 800 объектов не смогут продлить договоры аренды земли", — прогнозирует Светлана Малахова, сопредседатель НП "Гильдия издателей периодической печати" (ГИПП).

Монополисты

Кроме того, городское постановление ужесточает взаимоотношения распространителей прессы с монополистами. Речь идет о расположении киосков в так называемых охранных зонах (вблизи тепловых, газовых и других коммуникационных сетей), а также об ограничениях по ширине тротуара и удаленности от пешеходных переходов. Эти требования предъявлялись к торговцам и раньше, но для киосков по продаже прессы могли сделать исключение — по некоторым адресам такие точки работают уже по 30–40 лет. Зачастую распространители обращались к монополистам с гарантийными письмами, обещая в экстренных случаях быстро убрать киоск, который весит всего 1 тонну. В некоторых случаях их поддерживал комитет по печати.
По новым правилам электронная заявка будет проходить сверку на соответствие требованиям через все комитеты без участия предпринимателей, тогда как раньше ситуация по каждому адресу разбиралась индивидуально.
В результате договоры не смогут продлить около 80% киосков, расположенных в центре города, и до 50% находящихся в спальных районах, считают в ГИПП.
"По сути постановление блокирует получение согласований. Один киоск, расположенный вблизи жилого дома или станции метро, может попасть сразу в шесть–семь охранных зон! В целом мы опасаемся, что можем лишиться минимум 50% всех объектов сети", — говорит Константин Горелов, заместитель генерального директора ЗАО "Роспечать" (240 точек в Петербурге).

Надежда на поправки

Теперь участники рынка, оборот которого в Петербурге составляет около 5,1 млрд рублей в год, рассчитывают добиться изменений в спорном постановлении. При комиссии Законодательного собрания по образованию и науке до конца этой недели создадут рабочую группу, которая соберет предложения участников рынка, для того чтобы инициировать поправки. Первое ее заседание в ЗС Петербурга прошло с бурными обсуждениями — в зале можно было увидеть представителей пятерки крупнейших по объемам продаж распространителей прессы в Петербурге: ООО "Метропресс", ЗАО "Нева–Пресс", ЗАО "Роспечать", компаний "Ника" и "Невоблпечать", а также небольших сетей, объединяющих по 10–20 точек.
"Правила аренды участков усложняются, но, к сожалению, мы получаем их всего на 3 года. Согласования и на данный момент отнимают минимум год. Особенно сложно получить мощности. Порой даже и этих 3 лет может не хватить", — рассуждает Вячеслав Зубков, глава копании "Экспресс–Пресса", развивающей сеть киосков в Петродворце.