Минувший год стал, возможно, последним периодом активного роста авторынка.
В 2012 году в России продано 2,94 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 11% больше, чем в 2011 году. Такие данные приводит в своем отчете Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
По данным
PricewaterhouseCoopers
(PwC), которая считает только легковые автомобили, продажи в этом сегменте составили 2,76 млн единиц, рост — 10%. В денежном выражении продажи составили $71 млрд, что на 21% выше, чем годом ранее. По мнению экспертов PwC, высокие темпы роста рынка в 2010 и 2011 годы стали следствием эффекта низкой базы — после значительного сокращения продаж в 2008 и 2009 годы. Начиная со II квартала 2011 года темпы роста стали замедляться. При этом в абсолютном выражении рынок продолжал существенно расти. Совокупные продажи за 2012 год превысили докризисный максимум, установленный в 2008 году. Динамика рынка в 2012 году значительно отличалась по полугодиям — во второй половине года рост значительно замедлился, демонстрируя тенденцию к стабилизации.
Лидер слабеет
Большинство производителей зафиксировали рост продаж в минувшем году. Наибольшую динамику показали марки Geely (190%), Cherry (161%), Chrysler (155%), Jeep (125%), SEAT (122%), Great Wall (112%).
Ряд автомобильных брендов, наоборот, пережил существенное падение спроса: Haima (–81%), FIAT (–69%), Isuzu (–58%), "Иж" (–52%), Vortex (–51%), ZAZ (–50%) и др. В их числе значится и отечественная Lada, продажи которой упали на 7%. Впрочем, этот бренд остается лидирующим на рынке, в 2,5 раза опережая по объему продаж ближайшего конкурента Chevrolet.
Город выбрал Volkswagen
Продажи легковых машин в Петербурге за год увеличились меньше, чем в целом по стране: только на 7%, сообщает агентство "Auto–Dealer–СПб". Здесь было продано 20 4179 новых автомобилей, что на 13 859 единиц больше, чем в 2011 году.
Лидером по объему продаж в городе стала марка Volkswagen (рост 24%), возглавлявшая рейтинг прошлого года Lada теперь опустилась на 7–е место (ее продажи снизились на 21%).
Доля петербургского авторынка по отношению к общероссийскому в 2012 году составила 7%, тогда как в 2011 году этот показатель был незначительно выше — 7,2%.
Будущее без резких перемен
Эксперты АЕБ склонны считать, что рост рынка, выраженный в десятках процентов, в 2013 году ожидать не стоит. "Оценки лежат в диапазоне + /– 5% вокруг медианы в 2,95 млн продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 2013 году. Это означает, что рынок останется на том же уровне, который был достигнут в прошедшем году. Результаты последних месяцев подтверждают данное предположение", — комментирует Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.
Схожую оценку дают аналитики PwC. По их мнению, положительные и негативные факторы в некоторой степени уравновесили друг друга, что является основой для умеренного роста по мере того, как происходит удовлетворение потребительского спроса.
PwC прогнозирует в 2013 году рост на уровне 5%, в последующие годы — 1–3% с постепенным замедлением к 2025 году.
В агентстве "Auto–Dealer–СПб" полагают, что в Петербурге объем продаж останется на прежнем уровне с возможными колебаниями на 5% в большую или меньшую сторону.
Эксперты уверены: рост автомобильного рынка в долгосрочной перспективе будет возможен лишь при организации эффективной утилизационной инфраструктуры.
Топ–10
Продажи новых легковых автомобилей в Петербурге в 2012/2011 гг.
Марка | 2012 год | 2011 год | % | Дек. 2012 | Дек. 2011 | % |
VW | 17 083 | 13 778 | 24 | 1293 | 1531 | –15 |
Kia | 16 336 | 12 836 | 27 | 1187 | 991 | 20 |
Renault | 14 824 | 11 886 | 25 | 1351 | 946 | 43 |
Chevrolet | 14 551 | 15 343 | –5 | 1111 | 1293 | –14 |
Ford | 13 654 | 11 247 | 21 | 1967 | 1242 | 58 |
Nissan | 13 205 | 14 566 | –9 | 840 | 1632 | –48 |
Lada | 13 164 | 16 725 | –21 | 1310 | 1257 | 4 |
Hyundai | 12 241 | 11 279 | 8 | 1008 | 1174 | –14 |
Toyota | 9559 | 8932 | 7 | 796 | 947 | –16 |
Skoda | 9492 | 8830 | 7 | 946 | 1049 | –10 |
Итого: | 204179 | 190 320 | 7 | 18 159 | 18 133 | 0 |