Дальше — по прямой

Автор фото: Павел Волков

Минувший год стал, возможно, последним периодом активного роста авторынка.

В 2012 году в России продано 2,94 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 11% больше, чем в 2011 году. Такие данные приводит в своем отчете Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), которая считает только легковые автомобили, продажи в этом сегменте составили 2,76 млн единиц, рост — 10%. В денежном выражении продажи составили $71 млрд, что на 21% выше, чем годом ранее. По мнению экспертов PwC, высокие темпы роста рынка в 2010 и 2011 годы стали следствием эффекта низкой базы — после значительного сокращения продаж в 2008 и 2009 годы. Начиная со II квартала 2011 года темпы роста стали замедляться. При этом в абсолютном выражении рынок продолжал существенно расти. Совокупные продажи за 2012 год превысили докризисный максимум, установленный в 2008 году. Динамика рынка в 2012 году значительно отличалась по полугодиям — во второй половине года рост значительно замедлился, демонстрируя тенденцию к стабилизации.

Лидер слабеет

Большинство производителей зафиксировали рост продаж в минувшем году. Наибольшую динамику показали марки Geely (190%), Cherry (161%), Chrysler (155%), Jeep (125%), SEAT (122%), Great Wall (112%).
Ряд автомобильных брендов, наоборот, пережил существенное падение спроса: Haima (–81%), FIAT (–69%), Isuzu (–58%), "Иж" (–52%), Vortex (–51%), ZAZ (–50%) и др. В их числе значится и отечественная Lada, продажи которой упали на 7%. Впрочем, этот бренд остается лидирующим на рынке, в 2,5 раза опережая по объему продаж ближайшего конкурента Chevrolet.

Город выбрал Volkswagen

Продажи легковых машин в Петербурге за год увеличились меньше, чем в целом по стране: только на 7%, сообщает агентство "Auto–Dealer–СПб". Здесь было продано 20 4179 новых автомобилей, что на 13 859 единиц больше, чем в 2011 году.
Лидером по объему продаж в городе стала марка Volkswagen (рост 24%), возглавлявшая рейтинг прошлого года Lada теперь опустилась на 7–е место (ее продажи снизились на 21%).
Доля петербургского авторынка по отношению к общероссийскому в 2012 году составила 7%, тогда как в 2011 году этот показатель был незначительно выше — 7,2%.

Будущее без резких перемен

Эксперты АЕБ склонны считать, что рост рынка, выраженный в десятках процентов, в 2013 году ожидать не стоит. "Оценки лежат в диапазоне + /– 5% вокруг медианы в 2,95 млн продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 2013 году. Это означает, что рынок останется на том же уровне, который был достигнут в прошедшем году. Результаты последних месяцев подтверждают данное предположение", — комментирует Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.
Схожую оценку дают аналитики PwC. По их мнению, положительные и негативные факторы в некоторой степени уравновесили друг друга, что является основой для умеренного роста по мере того, как происходит удовлетворение потребительского спроса.
PwC прогнозирует в 2013 году рост на уровне 5%, в последующие годы — 1–3% с постепенным замедлением к 2025 году.
В агентстве "Auto–Dealer–СПб" полагают, что в Петербурге объем продаж останется на прежнем уровне с возможными колебаниями на 5% в большую или меньшую сторону.
Эксперты уверены: рост автомобильного рынка в долгосрочной перспективе будет возможен лишь при организации эффективной утилизационной инфраструктуры.
 
 

Топ–10

Продажи новых легковых автомобилей в Петербурге в 2012/2011 гг.

Марка 2012 год 2011 год % Дек. 2012 Дек. 2011 %
VW 17 083 13 778 24 1293 1531 –15
Kia 16 336 12 836 27 1187 991 20
Renault 14 824 11 886 25 1351 946 43
Chevrolet 14 551 15 343 –5 1111 1293 –14
Ford 13 654 11 247 21 1967 1242 58
Nissan 13 205 14 566 –9 840 1632 –48
Lada 13 164 16 725 –21 1310 1257 4
Hyundai 12 241 11 279 8 1008 1174 –14
Toyota 9559 8932 7 796 947 –16
Skoda 9492 8830 7 946 1049 –10
Итого: 204179 190 320 7 18 159 18 133 0
Источник: : "Auto–Dealer–СПб"