В Петербурге развивается рынок супового фастфуда

Суповые заведения отвоевывают место на рынке фастфуда. Владельцы компаний делают упор на пользу супов, противопоставляя их уже привычной для потребителя быстрой еде.

Рынок супового фастфуда в Петербурге и Москве только зарождается. "Емкость рынка фастфуда выросла, существующие концепции сильно соперничают между собой. Нужно создать новую нишу без изнуряющей конкуренции, но в близком для широкой массы формате", — рассказывает Антон Королев, соучредитель компании "Лингвини", развивающей сеть AnySoup.

От фуд–кортов к автолавкам

Впервые суповой проект запустил в Петербурге ресторатор Михаил Георгиевский (владелец ресторанов "Тесто", "Кинг Понг"), открыв в 2008 году небольшое заведение "Суп Вино" на 18 посадочных мест. Средний счет в ресторане составляет 800 рублей.
Его последователи сделали ставку на демократичность и сетевой формат. В сетях ресторанов быстрого обслуживания средний счет составляет 200–300 рублей.
В сеть "Супница" входит девять точек (расположены на фуд–кортах ТК "Родео–Драйв", ТРК "Сити Молл", ТРК "Лиговъ" и других). В 2013 году компания планирует открыть три – четыре новых заведения. Еще в одну сеть — "Только ложки" — входит две точки, расположенные на фуд–кортах ТК "Невский центр" и ТРЦ "Галерея". По словам Дмитрия Корчинова, соучредителя ООО "Петросуп" (развивает эту сеть), объем инвестиций в открытие одного ресторана составляет $100 тыс.
В ассортимент суповых ресторанов входит в среднем от 20 супов, владельцы заведений расширяют линейку за счет сладких супов.
Помимо традиционной подачи, супы предлагают в термостаканах, которые способны сохранять блюдо горячим в течение часа.
Формат take–away, когда порцию супа можно взять с собой в пластиковом стакане, решил использовать Антон Королев. Он установил автолавку под вывеской AnySoup вблизи станции метро "Адмиралтейская". Вложения составили 1 млн рублей.
В 2013 году компания планирует установить 20 передвижных автолавок по продаже супов. Открываться они будут преимущественно возле метро.

Назад к традициям

Владельцы суповых ресторанов продвигают себя, противопоставляя супы традиционному фастфуду.
"Мы, безусловно, относимся к сегменту фастфуд. Но качественно наши блюда далеки от общепринятого понятия "быстрая еда". Суп — это полноценный обед без вреда для желудка и фигуры", — говорит Максим Хохлюк, генеральный директор сети ресторанов "Супница".
Компания, помимо точек на фуд–кортах, планирует открытие стационарных заведений, а также продажу франшизы.
Предприниматели отмечают, что, несмотря на низкий ценовой сегмент, в производстве супов используются только натуральные продукты, без применения сухих смесей.
"Традиция употреблять супы была развита в нашей стране, но затем ее вытеснила привычка есть всухомятку. Мы стремимся вернуть прежние традиции", — отмечает Максим Хохлюк.
В московском ресторанном холдинге "Арпиком" отмечают, что традиция действительно возрождается. Компания открыла ланч–кафе SOUP&GO! на территории московского международного делового центра "Москва–Сити".
"Идея концепции SOUP&GO! возникла у нас, когда мы анализировали структуры продаж ресторанов и в очередной раз убедились в том, что в России супы люди любят и каждый третий гость ест его в любой сезон вне зависимости от концепции", — рассказывают в "Арпикоме".
Инвестиции в одну точку составили около 3 млн рублей. Срок окупаемости — 1,5–2 года. Компания намерена развивать сеть по франшизе, планируется открыть не менее 10 точек.

Будет ли спрос

В России фастфуд занимает 60% всего рынка общепита. По оценке Андрея Петракова, исполнительного директора консалтинговой компании "Ресткон", суповые рестораны, несмотря на бурный старт, смогут впоследствии занять не более 1% рынка фастфуда.
"Супы не настолько популярны, чтобы выделять их в отдельный бизнес. Возможно, и будет интерес у посетителей. Но такого успеха, как предыдущие сетевые концепции, суповые заведения вряд ли достигнут", — уверен Андрей Петраков.
Не супом единым может быть жив фастфуд. Даже если взять "Макдональдс" — там ведь не только гамбургеры, есть салаты, нагетсы. И ведь "Теремок", который только блины делал, — он как–то начал расширять ассортимент. Ну, во–первых, у нас гость такой — капризный, которому мало всегда. К супам суши захотят, к ним шашлыки. Можно привести пример: на рождественской ярмарке, которая была на пл. Островского, у нас работало несколько ресторанов — "Строганов стейк хаус", "Русская рюмочная №1" и пр. Суп был только в "Строганове". Причем я посчитал, что для зимы это идеальное блюдо. Суп подавали в пластиковой закрытой емкости — горячий, наваристый, фасолевый. Это была самая непопулярная позиция. За 24 рабочих дня было продано 17 порций. Суповой ресторан я бы не стал открывать, это слишком рискованно.
Леонид Гарбар
ресторатор
У супового фастфуда, на мой взгляд, есть право на существование. Потребитель требует правильной пищи, при этом у него стало меньше времени на обед. Именно поэтому подобные форматы смогут занять свою нишу и активно развиваться в выбранном сегменте, так как они решают задачи правильного питания и экономии времени потребителя. Если говорить о тренде — большинство сетевых игроков предлагают полноценные обеды и горячие блюда, что активно вытесняет игроков, сделавших акцент на сэндвичах, гамбургерах и прочем американском фастфуде. Еще одна тенденция — фастфуд в российском формате стал перемещаться в формат take–away или доставку блюд, чего требовал и требует рынок. В этом смысле суповой фастфуд удовлетворят обе потребности: в здоровом питании и мобильности.
Сергей Бутаков
соучредитель консалтинговой группы "РестАрт"