Гибель мечты, или Падение бренда Apple

Автор фото: Global Look Press

 Стало известно, что компания Apple сокращает объемы заказов на электронные компоненты для производства смартфонов iPhone 5 в ответ на падение спроса, вызванное высокой конкуренцией со стороны производителей Android–устройств.

Не могу сказать, что я горячий поклонник продуктов с надкусанным яблоком, но как специалист по брендингу всегда следил за Apple. И эта компания вызывала мое искреннее восхищение профессиональным и корректным отношением к собственному бренду, подобно тому как теоретика восхищает совершенная реализация его теории на практике, а конструктора — задуманное воплощение его расчетов в металле. Но так было при Стиве Джобсе. После его ухода у меня, как и у многих тогда, возник вопрос — а понимают ли в компании причины своего успеха? Смогут ли достойно продолжить? Увы…
В Купертино не поняли той глубинной основы популярности бренда, которая сделала из Apple икону. И первым "упало" то, что "взлетело" наиболее высоко: iPhone. Первая модель iPhone (та, что округлая) была хороша, оригинальна, элегантна, приятна для руки, но вторая… Я помню: модель только появилась, и мне похвастался ею один бизнесмен, с которым мы тогда сотрудничали. Я конечно же попросил подержать эту игрушку в руках. Телефон был куплен за невероятные по тем временам деньги, более $2 тыс. Но я вдруг поймал себя на мысли, что, если бы я был поклонником Apple, я бы сам купил его не раздумывая. Это было устройство, которым хочется владеть, и чем быстрее, тем лучше, и цена неважна. С одной стороны, телефон был очень респектабелен — две блестящие плоскости полированного стекла и металлический ободок между. Ничего лишнего, и в то же время очень стильно и недешево. С другой — его хотелось держать и не хотелось отдавать. Статус и гедонизм — те два кита, на которых стоят самые дорогие рынки и бренды, то, за что люди платят с наибольшей готовностью и в максимальном размере. И это было в iPhone второго поколения.
Недавно я увидел третью модель (которая официально называется iPhone 5). Я подержал его пару секунд и поймал себя на ощущении, что держу пустую оболочку того, что когда–то было прекрасным. Обычную железную коробочку, в которой больше не было мечты. Это был маленький, симпатичный гробик великого бренда.
Когда весь мир против тебя, победить можно лишь одним: создав свои правила игры. Стив Джобс их создал и успешно побеждал. Но нынче от этих правил в Apple ушли. Нет, конечно, компания не умрет. Она, быть может, еще пару раз выпустит новинку, что хорошо "выстрелит" на рынке — iPhone mini, например. А потом уйдет в нишу, оставив рынок китайцам и корейцам. Бренд Apple, увы, уже умер. Да здравствует новый бренд! Может быть, он будет русским?