Александр Васильев: Больших расстояний мы не боимся

Автор фото: Вдовин Сергей

Управляющий директор ГК "КрашМаш" Александр Васильев рассказал "ДП" о причинах смещения бизнеса группы за пределы Петербурга, объяснил, почему выгодно одновременно ломать и строить, а также брать контракты по политическим мотивам, посетовал на несовершенство демонтажных законов и подтвердил, что на "Набережной Европы" компанию не обидели.

Александр, у всех демонтажных компаний своя статистика по объемам рынка. Можно услышать вашу версию?
— Петербургский демонтажный рынок действительно специфический — закрытый. Его сложно измерить. По моей оценке, в этом году он составит около 1,5 млрд рублей (в прошлом был до 1 млрд рублей). Но статистику мы ведем только по тем тендерам, в которых участвуем сами. Это крупные проекты, где нужна сложная техника и высокая квалификация персонала. Такие, как "Набережная Европы", реновация бывшего завода "Знамя труда", заводов "Петмол", "Баррикада" и другие.
Кстати, как для вашей компании завершился проект "Набережная Европы"? Вас там не обидели?
— Нет. С заказчиком у нас сложились хорошие отношения. Мы выполнили все поставленные задачи. И с нами расплачиваются без сбоев. Так что расстаемся без претензий друг к другу.
Было в проекте что–то такое, что осталось за кадром?
— Ужаса там никакого не было. На площадке работало 11 единиц техники, в том числе единственный в городе 40–метровый экскаватор. Нам удалось существенно снизить издержки заказчика. В том числе благодаря использованию особых технологий. Наиболее загрязненные строительные отходы были вывезены на полигон Красный Бор.
А грунт, который остался на площадке?
— Это уже не наша история, а консорциума генподрядчиков — "Метростроя" и "Компакта".
Вас позвали в этот проект только из–за техники?
— Хотелось бы верить, что не только. Мы ведем открытый диалог с заказчиком: представляем полную разбивку работ и по цене, и по времени, поскольку знаем процесс досконально. Это нравится западным компаниям и крупному российскому бизнесу.
С кем еще вы работаете в Петербурге?
— Практически со всеми крупными застройщиками города. Для группы "ЛСР", например, в прошлом году демонтировали на Южном шоссе заводы "Стройфарфор" и "Стройкерамика" под новый жилой комплекс. Заключили договоры с "СПб Реновация". Много работали на площадках компании "ЮИТ". И получили контракт на демонтаж корпусов бывшего завода "Баррикада" на пр. Энергетиков.
А вас не смущает, что девелоперам не разрешили строить на "Баррикаде" жилье?
— Мы об этом знаем. Но тендер за нами, и мы планируем приступить к работе. Если заказчик скажет, что у него поменялись планы, мы отнесемся к этому спокойно. Нам важно сохранить отношения.
А как же прибыль?
— В Петербурге из–за высокой конкуренции уже никто в нашем бизнесе не зарабатывает суперприбылей. Иногда приходится работать и по себестоимости. Просто, чтобы техника не простаивала.
Вы сказали о высокой конкуренции. Рынок делят три явных лидера: "Размах" , "Терминатор" и вы?
— Я бы так не сказал. "Терминатора" на крупных тендерах давно не видно. Мы соперничаем только с "Размахом". Но есть еще пять – шесть заметных компаний с другим подходом к работе — демпингуя в ходе тендера, они забирают контракты. При этом у таких компаний не всегда есть понимание, к каким последствиям это может привести.
Можете оценить свою долю на рынке Петербурга?
— Думаю, 50–60%. Но подчеркиваю, речь только о больших проектах. Всего за прошлый год мы демонтировали более 1 млн м3 железобетона. Около 40% — в Петербурге, остальное — в регионах, куда шагнули год назад. И объем нашего бизнеса в регионы смещается очень активно. Думаю, в следующем году пропорция будет уже 30 на 70 в пользу последних.
В регионах больше возможностей заработать?
— В Москве — да. Там рынок больше нашего и уровень цен значительно выше — на 30–40% по технически сложным объектам. Но он тоже плотный. Поэтому на подготовку экспансии у нас ушел почти год. Сейчас мы в переговорах по 40 объектам в столице.
Заказчиков порой смущают цены, которые мы предлагаем: они до 50% ниже, чем у местных игроков. Люди думают: раз мы так демпингуем, значит, чего–то не умеем. Но, если снижать цену незначительно, у заказчика не возникнет даже мысли поменять демонтажника. Мотив должен быть веский.
После высадки в Московской области десанта из чиновников имущественного блока Смольного заговорили о возможном усилении в регионе и петербургских застройщиков. Будете держаться вместе?
— Не думаю, что у местных строителей появится бонус для работы в столице и ее окрестностях. Но, если они усилятся, постараемся быть рядом. В декабре, например, мы поставили технику и начали работу на территории Завода цветных металлов, где ЛСР планирует строить жилье. Но за рукав мы никого не дергаем и давить ни на кого не пытаемся. Хотя сами давление испытываем регулярно.
Неужели в отрасли до сих пор актуальны схемы "а–ля 90–е"?
— Всякое бывает. Недавно мы приехали на подписание контракта, и заказчик рассказал, что за месяц, пока шли переговоры, к нему кто только ни приезжал, предлагая разные возможности. Но в целом уровень адекватности на рынке растет.
Как вы ищете новые контракты?
— Реклама в нашем деле не работает. Действенно лишь сарафанное радио. Так что на новых рынках мы сначала работаем на репутацию. Не делаем больших скидок, но беремся за маленькие, при этом перспективные контракты.
В той же Московской области, например, взяли демонтаж цеха на территории завода "Лафарж" всего на 20 млн рублей. Чтобы зацепиться. Похожим образом вошли и в реновацию на других предприятиях, где в будущем видим большой фронт работ.
Иногда беремся и за проекты по политическим мотивам.
Это как?
— К политическим темам я отношу, например, контракт по демонтажу объектов на территории "ТомскНефтехим", входящего в холдинг "СИБУР". Мы больше года на него потратили. Снесли около 150 тыс. м3 в твердом теле. Зато теперь нас знает руководство "СИБУРа". А у них предприятия по всей России в реконструкции…
Какие регионы вам особенно интересны?
— Северо–Запад и Центр России. Расстояний мы не боимся, поскольку у нас есть вся необходимая техника, а также тралы (специальные платформы) для ее перевозки.
Сейчас заканчиваем демонтаж цеха на территории ТЭЦ в Нижнем Новгороде, работы на Кольской ГМК в Карелии, есть проекты в Мурманске, Ярославле…
А Сочи?
— Я был там в сентябре 2012 года. Посмотрел на рынок. Спортивная инфраструктура к Олимпиаде уже в значительной стадии готовности. Так что зацепиться особо не за что. Но есть перспективные вещи в Краснодарском крае. Пока изучаем рынок.
А новые ниши бизнеса осваивать не планируете?
— Идеи есть. Хотим, например, развить рециклинг. В этом году мы вступили в Союз химиков и будем профессионально заниматься очисткой и рекультивацией почвы. Создадим специальный отдел. Будем опираться на опыт наших западных коллег. Правда, нормативная база у нас и в Европе по этому поводу разная. Но постепенно мы ее адаптируем.
Западные коллеги — это ваши английские партнеры по бизнесу? Насколько они сейчас в него вовлечены?
— Одна из пяти наших компаний создана пополам с англичанами. Изначально мы активно перенимали их опыт в области демонтажа. Но 1,5 года назад они заявили, что мы достаточно подготовлены. Так что с тех пор мы привлекаем их только в каких–то сложных случаях.
А строить сами не планируете?
— Это мысль для сегмента не новая. "Террикон" с "Терминатором" готовились работать в паре: один ломает — другой строит. Но как–то пока не сложилось. Что касается нас, то только за прошлый год мы несколько раз рекомендовали заказчикам ряд дружественных застройщиков. Последние впоследствии получили контракты на несколько миллиардов рублей.
Логично было бы освоить эти деньги самим. Но мы вряд ли пойдем в стройку: не хотим распыляться. Хотя партнерство с кем–нибудь из застройщиков в этой области не исключено.
Как вы оцениваете существующее законодательство в сфере демонтажа?
— В нем пока много пробелов. В Петербурге, например, собственник может снести любое нежилое здание за пределами исторического центра по своему усмотрению. С ГАТИ согласовывают только ограждение строительной площадки. В той же Москве все сильнее регламентировано. Кстати, по моим данным, столичный опыт хотят перенести в Петербург.
Вы в последнее время активно работе в комитете по развитию промышленных зон при  Союзе промышленников и предпринимателей Петербурга . Зачем?
— Рассчитываем через подобные общественно–политические структуры добавить импульса процессу редевелопмента в городе. У нас есть опыт, которым мы готовы делиться с промышленниками. И есть идеи, которые могут быть интересны власти.
Например, все демонтажники сегодня платят налог за негативное воздействие на окружающую среду. Он исчисляется миллионами рублей. Это большая нагрузка. Если бы город проводил этот налог через себя по нулевой ставке, это позволило бы массу промышленных площадок вовлечь в оборот. Но нужен диалог для обсуждения таких инициатив. И нужны решительные действия властей.
Решительность — это, кажется, не про нынешнюю администрацию…
— Значит, инициативы должны рождаться в деловой и общественной среде. Если общими усилиями согласуем позицию со всеми заинтересованными сторонами, думаю, губернатор ее подпишет.
 
 

О компании

ГК "КрашМаш"

> Образована в 2005 г. Занимается редевелопментом промплощадок, рециклингом стройматериалов, экологическим сопровождением проектов. Объединяет пять компаний.
> Работает в 12 регионах РФ. В собственности более 60 единиц техники.
> В 2010 г. создано СП с британской компанией KeltbrayGroup.
> По оценкам экспертов, годовой оборот — около 900 млн рублей.

 
 

 
 

Биография

Александр Васильев

> Родился 27 апреля 1983 г. Окончил Санкт–Петербургский государственный университет экономики и финансов по специальности "экономист".
> Работал специалистом по таможенному оформлению и внешнеэкономической деятельности в ООО "Интерэко".
> Один из основателей ГК "КрашМаш". Ему принадлежит 19% долей. На сегодняшний день занимает должность управляющего директора.