Постоянный рост цен на топливо — настоящая головная боль руководителей предприятий, которые управляют парком транспортных средств. Но не только высокая стоимость ГСМ, что в России уже принято принимать как должное, бьет по карману предприятий. Помимо этого значительный урон бизнесу наносят действия своего же персонала. Это простои машин и вверенной водителям спецтехники, использование её не по целевому назначению, «левые» рейсы, ну и конечно, самое главное — махинации водительского состава и «приближенных» к операциям с топливом сотрудников.
Всемирная статистика по топливу примерно одинакова — это около 40% сливов горючих материалов. Весь этот объем слитого топлива плавно «протекает» мимо кошельков предприятий, причем деньги за проданное топливо могут оседать не только в карманах собственных сотрудников, но также в карманах людей, являющихся элементами «топливной» цепочки — работников АЗС и нефтебаз.
Для того чтобы свести этот процент к нулю, компании внедряют в свои автопарки системы контроля расхода топлива и мониторинга транспорта, которые работают на базе спутниковых технологий ГЛОНАСС и GPS. Опытным путем различных предприятий, как малого, среднего, так и крупного бизнеса доказано, что контроль транспорта в режиме онлайн полностью предотвращает несанкционированные сливы горючего и использование техники не по назначению.
Если еще вчера любая система слежения казалась инновационной и недоступной технологией, то сегодня — это привычный управленческий инструмент, без которого невозможно представить эффективную работу любой компании вне зависимости от масштабов ее работы. Более того, сегодня в современном бизнесе, использование спутникового мониторинга становится правилом хорошего тона.
Александр Яровой, генеральный директор петербургской компании «ГЛОНАСС OMNICOMM», которая внедряет навигационные системы контроля в автопарки различных компаний, рассказывает, что в компании-производителе системы контроля Omnicomm озвучивают следующие данные: в среднем для компаний-перевозчиков финансовые потери на топливе составляют 25%, а для предприятий, эксплуатирующих специальную и строительную технику, потери вырастают до 50-80%.
Стоимость внедрения мониторинговой системы на одно транспортное средство начинается от 30 тысяч рублей и, по мнению Ярового, изначально эта цифра вполне обоснованно пугает владельцев компаний. «Да, приобретение и внедрение высокотехнологичного ГЛОНАСС/GPS оборудования — это инфраструктурный проект, требующий финансовых вложений. Но эта сумма с лихвой окупается в первые же полгода эксплуатации оборудования, а бывает что и раньше. Все зависит от конкретного вида контролируемой техники, а также условий её эксплуатации», — объясняет он.
Принцип работы системы спутникового мониторинга и контроля расхода топлива достаточно простой. При помощи встроенного навигационного приемника, принимающего сигналы спутников GPS или ГЛОНАСС, установленный на автомобиль регистратор определяет координаты транспортного средства. Вместе с показаниями внешних датчиков, в том числе датчиков уровня топлива, эта информация через сеть GSM (а при отсутствии сети — через Wi-Fi, ZigBee или напрямую через кабель) передается на интернет-сервер, где сохраняется в базе данных. Затем данные обрабатываются в программном обеспечении и могут быть получены диспетчером в виде отчетов с любого компьютера, через обычный интернет-браузер.
Александр Яровой рассказал, что Omnicomm самостоятельно производит все элементы навигационной системы (бортовые терминалы, датчики уровня топлива и программное обеспечение), а также дает пожизненную гарантию на выпускаемое оборудование. «Это еще одна «копеечка», положенная в карман оснащающихся предприятий. Конечно, если «следилки» будут выведены из строя водителями, для которых системы мониторинга являются предметом профессиональной ненависти, то затраты на покупку нового оборудования лягут на плечи предприятия, которое внутри себя должно регулировать эти процессы. Если же вдруг оборудование выйдет из строя по вине производителя, то оно «без разговоров» будет заменено на аналогичное, но работоспособное», — объясняет он.
Добавляя к вышесказанному, Александр Яровой отметил интересную деталь: датчики уровня топлива Omnicomm признаны в России официальными средствами измерения, поэтому при использовании системы мониторинга топливо на предприятии может списываться по её показаниям. Помимо этого, нормы, рекомендуемые Минтрансом, могут быть скорректированы.