Сенаторы предлагают создать единый государственный трастовый фонд, который будет управлять их бизнес-активами. Политологи полагают, что цель сенаторов – пиар. Экономисты говорят, что реализовать идею можно только формально: реально управлять разными бизнесами единый траст не сможет.
Сенатор от Ханты-Мансийского автономного округа Виктор Пичугов предлагает создать трастовый фонд для управления активами бизнесменов, перешедших на госслужбу. Такое заявление Пичугов сделал в среду на заседании комиссии Совета Федерации по проверке достоверности сведений о доходах, сообщают "Ведомости".
Идея состоит в том, что, поскольку депутатам и чиновникам запрещено вести предпринимательскую деятельность, но у многих из них есть бизнес, то, чтобы не нарушать закон, нужно создать госкомпанию или трастовый фонд на базе госкорпорации, который будет заниматься не получением прибыли, а сохранением активов. Участие в фонде должно быть добровольным.
Вице-спикер сената Юрий Воробьев поручил комитету по конституционному законодательству рассмотреть этот вопрос. Одобрила эту идею и Валентина Матвиенко.
Обсуждение вопроса о предпринимательской деятельности депутатов и сенаторов началось с "дела Гудкова". Закон не запрещает депутатам владеть бизнесом, но запрещает принимать участие в оперативном управлении, а также регистрировать новые компании в статусе депутата.
Особая комиссия Госдумы признала Гудкова виновным в незаконном оперативном управлении собственным бизнесом и регистрации новых компаний. Потом, правда, выяснилось, что правоохранительные органы придерживаются другого мнения: возбуждать уголовные дела по этим обвинениям они не стали.
Оппозиционеры говорят, что вопрос политизирован: Гудкова убрали из Госдумы за оппозиционность, воспользовавшись темой незаконного предпринимательства как предлогом.
Впрочем, единороссы пошли на "ритуальную жертву" по тем же причинам, что и с Гудковым, лишив мандата и члена своей фракции Алексея Кнышова. Оппозиционеры уверены, что это сделано, чтобы продемонстрировать, что все якобы находятся в равных условиях.
На следующий день после размандачивания Кнышова компания, совладельцем которой он является, выиграла тендер на строительство автомобильной дороги на 7,5 млрд рублей.
Внимание к этой теме представляется чрезмерным. Суть депутатской деятельности не в том, чтобы не управлять своим бизнесом, а в том, чтобы выполнять свою законодательную работу.
Но, размандатив Гудкова, единороссы не оставили себе путей к отступлению. Теперь этот вопрос нужно как-то урегулировать. По мнению части экспертов, создание особого фонда – хороший вариант: вряд ли этот особый государственный фонд будет работать с убытками, скорее, многие бизнесмены не из числа парламентариев много бы отдали за возможность поучаствовать в такой удобной инвестиции.
В то же время политологи сомневаются, что такой траст может быть и в самом деле создан. "Наши с вами средства Пенсионный фонд уже украл. Доходность ниже инфляции. Но сенаторы-то – не настолько наивные люди, чтобы тоже довериться государству", – говорит Евгений Минченко.
Есть и другие причины для скепсиса. "ФАС этот проект заблокирует однозначно. Сколько у нас сенаторов из списка Forbes? Это была бы монополия покруче "Газпрома". И потом часть активов – в офшорах. Патриотичные сенаторы уклоняются от уплаты налогов. Что, теперь платить будут? Думаю, что все это останется на словах", – говорит эксперт.
В свою очередь экономисты называют идею сенаторов абсурдной. "Как может единая управляющая компания заниматься разнородными бизнесами?" – недоумевает начальник аналитического отдела ИК "БФА" Денис Демин. Есть более простое решение вопроса: каждый ищет себе управляющую компанию сам. Для чего изобретать еще один велосипед, неясно.
Если такой траст все же будет создан, он будет скорее формальным органом, полагает эксперт: "Это будет такой номинальный собственник. А реально управлять будут люди, которых туда поставит собственник".