Петербургские рестораторы открывают кулинарные школы в погоне за лояльными посетителями

Автор фото: Карапетян Рафаэль

Гастрономические уроки дают около 20% ресторанов города. Как правило, это заведения со средним чеком от 1200 рублей.

"С точки зрения продвижения ресторанов мастер-классы - довольно перспективные мероприятия, - уверен президент Федерации рестораторов и отельеров Петербурга Леонид Гарбар. - К тому же они учат людей, что не так страшен ресторан, как его малюют. Это воспитывает лояльность и осознание того, что подобные блюда невозможно приготовить дома".
Вовлекают гостей в процесс готовки рестораны Ginza, "Полента", "Старая таможня", "Кухня". Один мастер-класс обходится в сумму от 800 до 2000 рублей. Это почти всегда шоу, и, например, заведения Ginza Project, в которых проходят тематические кулинарные занятия, можно называть событийными. Рестораны Regatta, Massimo Sicilia, кафе Студии Артемия Лебедева, кулинарная мастерская Bambini Dolci ресторанной группы ITALY, делая ставку на семейный отдых, проводят детские занятия. "Пока готовят дети, родители завтракают в другом зале: это двойная прибыль для ресторана", - разъяснили в пресс-службе Regatta.
В заведениях холдинга Ginza в большинстве случаев малыши готовят бесплатно. Такой же политики придерживается сеть пекарен-кондитерских "Волконский". "С детьми помимо кондитера работает профессиональный аниматор", - рассказывает Анатолий Бредихин, директор по развитию сети. Занятия чаще всего проводятся в утренние часы "семейного дня" воскресенья, когда наплыв посетителей минимален.
Некоторые рестораторы идут дальше и организуют полноценные кулинарные школы. В августе такую школу запускает совладелец и шеф-повар итальянского ресторана Gusto Фабрицио Фатуччи. Под нее он арендовал 150 м2 в здании ресторана. Школа кулинарного мастерства как отдельный бизнес второй год действует при сети ресторанов "Васаби". В Петербурге есть и самостоятельные образовательные кулинарные заведения. Это, например, Кулинарная школа № 1, предлагающая обучение по договору. Цена за урок в таких школах может достигать 3000 рублей.
Рестораны, которые хотят привлечь к себе внимание гастрономическим событием, но не могут его организовать, привлекают сторонних партнеров. С 2009 года кулинарный клуб La Cream обслуживает рестораторов. "Если есть желание и нужное оборудование, но нет своего "говорящего" повара, мы выступаем "PR-директором на час", - рассказывает Юлия Лашкова, учредитель и гендиректор кулинарного клуба.
Когда люди научатся ходить в рестораны, интерес к мастер-классам пропадет, но в России, очевидно, это произойдет нескоро, замечает Леонид Гарбар. После кризиса посещаемость 90% ресторанов упала, и мастер-классы стали актуальными.
Однако многие рестораторы уже сейчас не находят учебную деятельность полезной. Ресторанные группы "Пробка" и "Тритон" и большинство заведений Global Point Family ее избегают. "Такие мероприятия нужны для привлечения внимания, а у нас его достаточно", - прокомментировали в ресторане "Счастье" (входит в GPF). "Если у ресторана в течение дня неплохая загрузка, то это только отвлекает от основной деятельности, - говорит исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. - К тому же конкуренция среди заведений, предлагающих гастрономические уроки, высока, и темп роста потребителей не дотягивает до темпа роста предложения".