В Крымске по–прежнему работают несколько сотен волонтеров со всей страны. Они продолжают разгребать завалы и раздавать продукты, медикаменты и воду, несмотря на ссоры между собой, с собственным начальством и с местной администрацией.
В Крымске до сих пор работают несколько сотен волонтеров, большинство из них приехали туда в первые дни после трагедии, около недели назад и более. Некоторые из них рассказывают о происходящем в городе в своих блогах, а также рассказывают об этом журналистам.
Картина получается не слишком близкой к официальной — и не слишком приятной для самих же волонтеров. Проблемы есть не только в действиях власти, которая до сих пор не может наладить процесс предоставления помощи, а также, по данным волонтеров, искажает информацию о происшедшем. Проблемы есть и в лагерях волонтеров, которые ссорятся между собой, с собственным начальством и местной администрацией.
По словам некоторых волонтеров, ситуация в Крымске до сих пор очень далека от нормальной, и картина гораздо хуже, чем ее официальная версия. "До сих пор находят трупы не только животных, но и людей. В станице работают только волонтеры, в том числе десяток сотрудников МЧС, находящихся в отпуске. Местные власти ничего не делают для жителей и никак не помогают волонтерам, на всю станицу нет никакой техники. Есть целые улицы, до которых никакая помощь вообще не доходит. На улицах регулярно происходят драки за гуманитарную помощь. Есть жители, которые получают помощь мошенническим путем. Ужасная санитарная обстановка в станице", — рассказывает osennee_solnce.
Примерно так же отличается официальная версия того, как выполняются властные обещания, от той картинки, что рисуют волонтеры. "Многим не выплатили компенсацию ни в Нижнебаканской, ни в Крымске, несмотря на заверения Путина. Ежедневно толпы людей осаждают комитет по социальной защите с заявлениями о выплате несчастных десяти тысяч рублей. У некоторых сильно пострадавших людей не признают, что дом был затоплен. Им надо получить справку о затоплении, но их не признают пострадавшими", — пишет тот же автор.
Читайте также:
Мэр Крымска и экс-глава района взяты под стражу
При этом, по данным добровольцев, трагедия привела к гораздо более серьезным последствиям, чем об этом рассказывают по общедоступным телеканалам. "Группа волонтеров наткнулась в одной из станиц на дом, где обнаружила немного подсохшую липкую жижу и три трупа. Это случилось на 9–й день после трагедии. То, что до сих пор находят трупы, означает лишь одно: власти не открывают всей правды о количестве погибших. Об этом говорит весь город. Кто–то называет запредельную цифру в пять тысяч человек. В это, конечно, не верится. Потеряй Крымск 10% своего населения, это невозможно было бы скрыть. Но грузовики–морозильники торговой сети "Магнит", набитые доверху покойниками, – это факт, подтверждаемый многими очевидцами, с некоторыми из которых мне удалось пообщаться. Да, можно им не верить, ведь фото– или видеодоказательств у них нет. Но это говорят люди из разных районов, разных возрастов и не знакомые друг с другом", — пишет oberkovich.
Ситуацию в городе усугубляют и другие аспекты: скажем, мародерство некоторых местных жителей, о которых рассказывают волонтеры, и активный пиар (вместо оказания помощи) единороссов и нашистов, у которых есть в Крымске собственный добровольческий лагерь.
О том, как добровольцы ссорятся с местными властями, рассказывает osennee_solnce: "16 июля большую часть дня выдача гуманитарной помощи не осуществлялась. Это произошло вследствие конфликта между координаторами лагеря с одной стороны и местными властями и полицией с другой стороны. 15 июля поздно вечером сотрудники МЧС и один из координаторов лагеря Эдуард задержали мародера — местного жителя, вывозившего огромную партию гуманитарной помощи. МЧС вызвали участкового, который без протокола и досмотра отпустил мародера, и тот на следующее утро с адвокатом пришел в администрацию, где обвинил волонтеров в избиении. Далее приехал прокурор и обвинил волонтеров в разжигании межэтнических конфликтов в станице и принес мародеру извинения от имени добровольцев, тем самым дав понять мародерам, что они могут грабить безнаказанно".
Но проблема не только во взаимоотношениях с властями — ссорятся волонтеры и между собой. "В ночь с 14 на 15 июля в лагере при невыясненных обстоятельствах пропали три генератора, за что координатором лагеря Эдуардом [Демидовым] был депортирован человек, ответственный в ту ночь за охрану лагеря. Также 15 и 16 июля по указанию Эдуарда бригада в почти 20 человек по целому дню работала на участке человека, не имеющего острой необходимости в помощи. В его доме находятся две дорогостоящие помпы и два генератора. Координатор объяснил это тем, что поддержка бизнеса — один из наших приоритетов", — рассказывает тот же автор.
Координаторы этого добровольческого лагеря в ответ рассказывают журналистам, что все эти истории — плод фантазии бывших волонтеров, а на самом деле все дружно работают и помогают только тем, кому нужно.
Сами волонтеры говорят, что качество организации работы в разных лагерях очень отличается. "Если у руководителя лагеря нет личных амбиций, если целью является помощь людям, а не самопиар и если нет какого–то одного начальника, который думает, что все остальные должны его слушать и делать что он говорит (как Эдуард Демидов), то работа идет хорошо, как в том лагере, где я сейчас", — рассказала dp.ru волонтер Галина Федорова.
Эти завышенные амбиции проявились, например, в ситуации трехдневной давности, когда добровольцы вдруг прекратили раздачу гуманитарной помощи. Таким образом руководители одного из лагерей хотели показать жителям, у которых были к ним какие–то претензии, что те без них обойтись не могут, говорит Галина Федорова.
Некоторые из тех, кто приехал в Крымск помогать, уже покинули город, устав от жары, тяжелой работы, сложной психологической атмосферы, странных проблем во взаимоотношениях с местными властями и координаторами лагерей. Тем не менее никто из добровольцев не считает, что в будущем волонтерское движение пойдет на спад, — совсем наоборот.
Но какая–то организация ему все–таки нужна. Разумеется, совсем не такая, как предложила Общественная палата в своем законопроекте о волонтерской деятельности, когда добровольцев предлагают сделать бесплатным приложением к МЧС и обязать их вести огромную бюрократическую работу. Вопрос скорее в способностях к самоорганизации и в наличии коллективного руководства, которое препятствует узурпации власти (и всем вытекающим из этого последствиям) в одном отдельно взятом лагере волонтеров.