Доставка еды приносит до 20% выручки ресторанов Петербурга

Автор фото: Global Look Press

Сфера кейтеринговых услуг в городе стремительно растет: емкость рынка оценивается уже в 3-5 млрд рублей в год. Формат привлекает новых игроков.

На рынке кейтеринга, или доставки еды, в Петербурге работают около 1400 компаний. Это рестораны, предлагающие еду навынос, а также специализированные кейтеринговые предприятия, не имеющие стационарных точек. Игроки рынка отмечают, что на доставку еды сегодня приходится 14-20% от общей выручки ресторанов в Петербурге. В 2012 году компания Ginza project выпустила мобильное приложение для iPhone и iPad для доставки еды из ресторанов. "Программа определяет ближайший к вам ресторан, а также ведет историю ваших заказов", - рассказали в компании.
Эксперты отмечают, что если раньше доставка еды воспринималась как дополнительная услуга, то сейчас она перешла в самостоятельный формат. В Петербурге на этом рынке с крупными игроками ("Обедов", "Плюшкин", "Кухмастер", "Короли Кулинарии" и т.д.) соседствуют фирмы поменьше и компании, представляющие так называемый семейный кейтеринг, - это небольшие фирмы или просто домохозяйки, которые работают из дома и обслуживают коллективы из 10-50 человек. Рост семейного кейтеринга эксперты связывают с тем, что он не требует больших вложений. Для таких мини-форматов характерно отсутствие зарегистрированного юридического лица или ИП. Выигрывает семейный бизнес за счет низкой стоимости обедов. Однако компании, легально работающие на рынке, не считают семейный кейтеринг конкурентами.
Обычно кейтеринговая компания способна обслужить от 700 человек в день. Формат привлекает новых игроков - предприниматели экономят деньги за счет отсутствия стационарных точек. Вложения в небольшое производство составляют от 1 млн рублей. Например, для того чтобы обслуживать 700 человек в день и создать определенное циклическое меню, необходимо купить один пароконвектомат. Компании закупают пароконвектоматы российского и иностранного производства, их стоимость - от 300 тыс. рублей.
"Издержки сокращены за счет того, что нет посадочных мест, минимум персонала, достаточно стабильное понимание, сколько человек в день вы будете обслуживать, (в отличие от кафе или ресторана)", - говорит Сергей Бутаков, руководитель проектов консалтинговой группы "Рест­Арт". Также, по его словам, особенности формата позволяют оптимизировать закупочную политику, а значит, снизить потери.
"За счет всего этого есть реальная возможность предложить очень интересную цену", - говорит Сергей Бутаков. По его словам, успех кейтеринговой компании зависит от трех составляющих: быстро, дешево, качественно.
Одним из последствий кризиса 2008 года специалисты по кейтерингу называют переориентацию на работу с небольшими фирмами. "За первые месяцы кризиса мы потеряли половину оборота, потому что крупные компании, с которыми мы работали, сократили дотации сотрудникам на питание. Мы решили сделать ставку на небольшие фирмы", - говорит Станислав Змачинский, директор ООО "ИнКор" (торговая марка "Короли Кулинарии"). Сейчас 70% клиентов фирмы - малый и средний бизнес.