Потребители уже "намылись" мылом ручной работы. Производители ищут новые ниши и расширяют ассортимент.
Специалисты говорят: популярность мыла ручной работы достигла своего пика и рынок встал. Российские производители сами научились делать косметику ручной работы и вытеснили конкурентов.
В Петербурге производством такой косметики занимаются Savonry, "Гиттин", "Петербургская мануфактура", Tasha (Москва), а также зарубежные игроки - компания Lush, Fresh Line, Stenders, L'Occitane (международная сеть, которая работает в премиум-сегменте). Плюс к этому десятки небольших фирм, а также мыловары-одиночки, работающие дома и предлагающие свою продукцию в социальных сетях.
Продажи начинают расти с октября-ноября - покупатели запасаются перед праздниками, поскольку мыло считается хорошим подарком. С апреля начинается спад продаж - перед отпуском многим не до элитного мыла. "Хорошие продажи летом сохраняются только на юге России", - говорит гендиректор компании Savonry Евгений Казаринов.
Ассортимент - на все вкусы: разных форм, цветов и размеров, одноцветное или полосатое, c добавками эфирных масел, молока, чая или кофе, овсянки и мака, с острым перцем и кусочками люфы - так что потребитель уже "наелся". Поэтому компании, даже те, которые занимались только мыловарением, теперь делают акцент не на этом моющем средстве, а на расширении ассортимента другой косметики - это и средства для принятия ванны, душа, различные обертывания, маски для волос, лица и др.
"У нашей компании доля мыла составляет всего около 15% от общего объема продаж (около 3 тыс. т продукции в месяц), и это показательно", - говорит Евгений Казаринов.
Мыло ручной работы делают или из покупной основы, или с нуля, когда основу варит сам мыловар. Основа, а также все сопутствующие товары (эфирные масла, добавки, красители, блестки, формы, посуда для мыловарения) продаются в специализированных магазинах (в Петербурге таких около десятка). Сварить его с нуля сложнее и дороже.
"Спрос на косметику только из натуральных компонентов растет, поэтому мы производим в том числе и мыло с нуля. Да, наша продукция дороже, поскольку эфирные масла, жиры дорогие - мы их закупаем в Европе, Индии, других странах. Но местных производителей в перспективе могут "задушить" производители дешевого мыла из китайских компонентов, а у нас останется своя ниша. С нами могут конкурировать европейские производители, но у них цены намного выше наших", - говорит руководитель компании "Петербургская мануфактура" Алексей Стариков.
Натуральной косметикой интересуются в основном женщины от 30 лет, которым важно, из чего делается продукт. При этом молодежи больше нравится мыло из основы, более яркое и с выраженным запахом, оно и стоит дешевле.
Себестоимость 100 г этого моющего средства может составить от 30 до 200 рублей в зависимости от того, где производится мыло - дома или на предприятии. "У нас довольно большие траты на сертификацию продукции, лабораторию, контроль качества, аренду помещения, электричество, а также на ингредиенты", - говорит Евгений Казаринов.
"Чтобы получить прибыль, нужно в среднем варить и продавать не менее 10 кусков в день. Тогда прибыль может составить около 1 тыс. рублей в день", - говорит мыловар Екатерина Шевцова. Зато мыловары-надомники чаще радуют своих покупателей новинками.
Екатерина вспоминает, что перед 23 февраля влет ушли кусочки мыла, сделанные в виде мужского достоинства. Всего же за пару лет производства мыла она сделала несколько сотен форм для производства мыла. Но все равно наладить продажи довольно сложно, поскольку магазины требуют больших объемов и значительных скидок, упирая на то, что товар, как правило, не сертифицирован. Либо нужно обрастать значительной клиентской базой, что не так просто. Поэтому для большинства мыловаров производство мыла остается хобби, зачастую не приносящим большой прибыли. При этом у мыловаров-одиночек есть еще одна возможность заработать - проводить мастер-классы по варке мыла. Поток желающих научиться варить мыло самостоятельно пока не уменьшается.