Александра Конфисахор Все статьи автора
29 мая 2012, 17:33 514

На территории промзон хотят создать площадки для творческих организаций

Фото: Михаил Спицын

Комитет по инвестициям и стратегическим проектам предлагает создать в городе креативный кластер на территории промзон. Но есть риск, что Смольный свернет либо этот революционный проект, либо сам комитет.

Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) летом планирует вынести на утверждение городскому правительству программу развития так называемого креативного кластера. Она подразумевает передачу бывших промышленных площадок в руки частных инвесторов, которые должны приспособить их под нужды творческих организаций, например художественных галерей, архитектурных мастерских, выставочных центров.

Творческие люди продают вдохновение через Интернет

Творческие люди продают вдохновение через Интернет

2638
Дина Ушакова

Эксперты говорят, что эта идея может найти отклик у инвесторов, если власти будут оказывать им поддержку. Объем инвестиций в один объект может составить от 600 млн рублей.

Как объясняет заместитель председателя КИСП Ирина Бабюк, творческие проекты эффективно трансформируют депрессивные районы в привлекательные городские пространства. "К сожалению, у нас пока нет единой стратегии в отношении памятников промышленной архитектуры, - говорит она. - Одним из вариантов их использования может стать приспособление под креативный кластер".

Сейчас 29 промышленных зон Петербурга подлежат выводу из центра или редевелопменту. Площадь исторического центра города - 5,8 га, а промышленных территорийна ней - 2,4 га. "Стоимость редевелопмента подобных площадок может составлять $1200-1500 на 1 м2, но объем вложений может быть и ниже - в случае применения необычных решений", - говорит директор по консалтингу NAI Becar Альбина Ямалетдинова, отмечая, что в этом формате проектов в городе нет. Для привлечения инвесторов Смольный планирует компенсировать им часть затрат на реконструкцию промышленных площадок и выпадающие доходы, связанные с низкой арендной ставкой. Льготы по аренде должны привлечь сами творческие организации.

По оценке КИСП, на долю творческих индустрий приходится 5% общего числа компаний города. Оборот оценивается чиновниками в 83 млрд рублей в год, а с учетом теневого рынка - 116 млрд рублей, то есть 2% совокупного оборота организаций в городе. Самыми крупными секторами являются рекламный, в котором работают 5 тыс. компаний (29%), и издательско-полиграфический, представленный 4,7 тыс. компаний (27%). Ежегодный объем рынка рекламы составляет более 16 млрд рублей, а рынок кинотеатров является вторым по величине в России с оборотом 3,2 млрд рублей.

В Петербурге уже есть небольшие творческие пространства - так называемые лофты. Опыт создания подобных масштабных проектов есть в Москве. Правда, развивались они на собственные средства инвесторов. В частности, "Винзавод" (20 тыс. м2), центр дизайна ARTPLAY, где расположены 70 архитектурных бюро и мастерских (75 тыс. м2), дизайн-завод "Флакон" (25 тыс. м2). По оценкам экспертов, вложения в редевелопмент промышленных территорий в Москве площадью около 20 тыс. м2 несколько лет назад составляли $10-12 млн. Ставка аренды этих площадей равна среднерыночной и составляет от $500 за 1 м2.

Сейчас московские власти также заинтересовались созданием своего творческого кластера. Так, такой квартал должен появиться на территории завода им. Лихачева (около 300 га).

Александр Петров, глава консалтинговой компании Pierce & Clark, отмечает, что творческие индустрии генерируют около 2% ВРП Петербурга, а развитие творческого кластера позволит повысить эту цифру до 7% в течение 6 лет.

"Деловой Петербург". Редевелопмент петербургских промзон, предусмотренный генпланом, откладывается

"Деловой Петербург". Редевелопмент петербургских промзон, предусмотренный генпланом, откладывается

1578
Надежда Федорова (nadezda.fedorova@dp.ru)

По мнению директора московского агентства "Творческие индустрии" и Дворца культуры ЗИЛа Елены Зеленцовой, петербургский проект может заинтересовать крупных столичных бизнесменов. "В прошлом году мы проводили исследование по творческим индустриям России (по заказу финских компаний), - отмечает она. - У Петербурга много перспектив - эта ниша пока не занята, а сам город близок к Европе, где это достаточно развито".

Роль городских властей бизнесмены видят и в улучшении городской среды: освещения на улицах, увеличении числа парковок и т.д. "Московские власти более активно начинают поддерживать культурные инициативы кластеров, предоставляя им социальную рекламу и другие возможности", - говорит Алина Сапрыкина, арт-директор центра дизайна ARTPLAY.

Впрочем, эта инициатива вдохновляет не всех. "Идея красивая, хотя и не новая, - говорит Сергей Фивейский, управляющий директор ОАО "Кировский завод". - О ее реальности можно будет говорить, когда будут конкретные цифры. Я не знаю ни одного питерского девелопера, у которого такая идея была бы проработана на уровне бизнес-проекта".

Кроме того, на жизнеспособность идеи с креативным кластером могут повлиять и политические факторы. Во-первых, с приходом нового губернатора Смольный начал сворачивать многие крупные проекты, поддержанные прежним руководством города. А во-вторых, не до конца ясна судьба самого КИСП, который недавно покинул его председатель Алексей Чичканов.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама