Игорь Минтусов: Показная бравада

Автор фото: Архив "ДП"

Игорь Минтусов, один из первых и самых влиятельных российских политтехнологов, о том, при каких условиях рухнут основы государственности РФ и зачем бизнесу создавать свои партии.

Оппозиция, по всем соцопросам, - всего лишь 5-10% населения. Если этих людей так мало, почему власть должна придавать им такое значение?
- Как это ни парадоксально, именно потому, что в известном смысле слова это люди аполитичные. Они вышли на улицы городов потому, что власть поступила нечестно по отношению к ним. И совершенно неважно, за какую партию они голосовали - за "Яблоко", за коммунистов, за ЛДПР, - у них есть доказательства, что власть их обманула, и это вызвало их возмущение. Эта группа людей будет очень внимательно следить за действиями властей, и ни единой ошибки она прощать властям не будет. И нужно учитывать то, что это наиболее образованная часть нашего общества, которая господствует в Интернете. Получается, что Интернет для власти - это черная дыра, темная сила, которую власть не может контролировать.
У вас есть объяснение, почему председатели избирательных участков так беззастенчиво занимались фальсификациями?
- Когда исполнительная власть запускает механизм формирования участковых избирательных комиссий, она ставит перед ними определенные задачи. Всем председателям участковых избирательных комиссий дается команда, чтобы главный кандидат, премьер-министр, набрал больше 50%, но чтобы не было никаких фальсификаций. Получаются две взаимоисключающие задачи. Первые результаты начинают появляться после восьми часов вечера, и председатели участковых избирательных комиссий понимают, что им проще совершить фальсификации на свой страх и риск, за которые они не будут привлечены к уголовной ответственности. Власть на это закроет глаза, и председатели участковых комиссий об этом знают. Почему? Потому что попробуйте привлечь председателя участковой избирательной комиссии к уголовной ответственности. Если вы его привлечете и будет независимое судебное расследование, то что скажет председатель участковой избирательной комиссии? Он разве скажет: знаете, я тут решил заняться фальсификацией, потому что мне очень хотелось, чтобы победил действующий премьер-министр? Нет, он, конечно, скажет другое. Он скажет, что вопросы не ко мне, что со мной встречался, например, замглавы администрации моего района Иванов Иван Иванович, встреча была такого-то числа, были там еще другие люди, и вот они перед нами поставили такую задачу, поэтому давайте-ка их в суд. И власть это прекрасно понимает, поэтому ни одно дело по фальсификациям на выборах не будет доведено до суда. Как только власть создаст прецедент, как только хотя бы одного председателя участковой избирательной комиссии посадят за фальсификации, то рухнут основы российской государственности.
Можно ли сказать, что, приняв поправки в закон о партиях, власть отвечает на запросы рассерженных горожан?
- Абсолютно верно. Но забавно слушать ответ политологов и журналистов, которые работают в кремлевском пуле, на вопрос: правда ли, что власти отреагировали на Болотную площадь и на площадь Сахарова тем, что внесли новый законопроект в Госдуму? Кремлевские политологи говорят, что этот закон разрабатывался давно и никакого отношения не имеет ни к Болотной площади, ни к площади Сахарова. При этом все профессионально ангажированные говорят об этом единогласно, то есть понятно, что им дана такая установка. Так как, мол, в стране мудрое руководство, то оно все это планировало и в чисто плановом порядке все это шло. Это реакция закомплексованного человека, который скрывает свои комплексы за счет показной бравады. Если делают какое-то замечание адекватному человеку, он реагирует и исправляется. А здесь получается, что когда нашей власти граждане делают "замечания", то представителям власти настолько неприятно, что ей сделали замечание, что власть говорит: нет, это мы сами увидели и никто нам ничего не указывал! Но это просто смешно.
Будет ли спрос на регистрацию партий со стороны бизнеса?
- Я смотрю на ситуацию с большим оптимизмом либо, скажем так, с умеренным оптимизмом. Раз есть неудовлетворенность, то будут регистрироваться партии по интересам, эти партии будут вести политическую борьбу на низовом уровне, и власти сейчас, судя по всему, не будут активно вмешиваться в этот процесс, в смысле фальсифицировать процесс. Либо будут очень вяло вмешиваться, потому что для победившего кандидата на президентских выборах сейчас важно обеспечить всероссийскую и международную легитимность своего избрания. Поэтому власти не с руки бросать тень на эту легитимность: например, своими грязными лапами менять результаты выборов в городе Ярославле, где победил кандидат оппозиционной партии. Еще бы год назад власть это сделала достаточно легко, сейчас она, скорее всего, этого делать не будет. Власть готова будет уступить определенные места на муниципальном уровне оппозиции, сохранив пока за собой контроль на федеральном уровне.
Что движет людьми, создающими новые партии?
- Смыслов создавать свои партии два. Первый - бизнес-смысл, когда какие-то финансовые группы либо люди, которые имеют деньги, создают партию, чтобы, получив определенную поддержку этой партии среди населения за счет электоральных технологий, потом эту партию "продать" или "отдать" более сильному кандидату в обмен на какую-то поддержку. Это один подход, при котором партия создается как бизнес-проект. А второй смысл создавать партию есть, когда вы видите, что существующий набор партий вас не удовлетворяет, а вы родились человеком политическим, вам надо реализовывать себя. Например, вы традиционно принадлежите к левой партии, голосуете за КПРФ, но она вам не очень нравится. Сейчас можно создать левую партию, такую микроКПРФ с другим названием, где вы отстраиваетесь от старых лидеров и старых брендов. В итоге появятся несколько десятков партий, и эти партии будут выбирать очень звучные названия. На самом деле звучные названия почти все уже заняты, русский язык оказался гораздо беднее, чем мы думали, нет уже слов и комбинаций слов, все закончились.

Биография

Игорь Минтусов родился в 1958 г. в г. Кирове Калужской области. В 1980 г. окончил экономический факультет МГУ.С 1992 г. - глава Центра политического консультирования (ЦПК) "Никколо М", ныне председатель совета директоров.На президентских выборах в России 1996 г. - консультант по имиджу Бориса Ельцина. Участвовал в качестве консультанта в выборах президентов Белоруссии, Монголии, Никарагуа, Литвы, во всех парламентских выборах в России, начиная с 1989 г. С 2012 г. - завкафедрой связей с общественностью в политике и госуправлении СПбГУ.