Долг за образование платежом красен

Автор фото: ИТАР-ТАСС

По полученной специальности работает только половина выпускников вузов и треть обладателей дипломов колледжей.

Ежегодно из российского бюджета на обучение одного студента государство выделяет в среднем около 92 тыс. рублей, а по полученной специальности, по данным ГУ-ВШЭ и Росстата, работает только половина выпускников вузов и менее трети обладателей дипломов колледжей и ПТУ. Российские власти решили, что как минимум половину денег они тратят напрасно, и потому решили навести здесь порядок. Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что россияне, получающие бесплатно высшее образование, должны отработать диплом. Правда, о возвращении к советской системе распределения выпускников речь не идет. "Выпускник - не крепостной, он не привязан, но должен понимать, что часть знаний должен отдать отечеству", - заметил глава государства. О том, насколько выполнима сегодня идея властей об отработке полученного на деньги государства образования, что этому мешает и что сделать, чтобы решить проблему, "ДП" узнал у представителей петербургских вузов.
Валерий Соломин, ректор РГПУ им. А. И. Герцена :
"Эту идею вполне можно рассмотреть сквозь призму многолетнего опыта сотрудничества Герценовского университета с органами управления образованием и другими органами исполнительной власти регионов России. В соответствии с договорами, которые наш университет с ними заключает, - а их количество ежегодно исчисляется десятками, - мы ведем целевой прием абитуриентов по направлениям и специальностям подготовки, значимым для регионов, а выпускники по окончании обучения непременно возвращаются в свои регионы, увеличивая их человеческий капитал за счет профессионалов высокой квалификации. Думается, этот или подобный ему механизм, базирующийся на добровольно-договорных отношениях, может быть положен в основу закрепления выпускников-бюджетников в приоритетных для государства секторах экономики и социальной сферы".
"Думаю, что эта идея не имеет каких-либо политических или моральных препятствий и может быть реализована на правовом уровне принятием соответствующего закона. Действительно, почему студент, за обучение которого заплатило государство, не может отработать после вуза там, где в данный момент необходимо государству? Однако ни один государственный орган сегодня не анализирует, сколько специалистов, бакалавров, магистров и по каким направлениям нам необходимы, не сопоставляет с реальной потребностью предприятий. Представим, что такой закон принят. Тогда распределение выпускников продемонстрирует острую нехватку рабочих мест для специалистов в одной отрасли или, с другой стороны, нехватку специалистов с высшим образованием для другой отрасли. Таким образом, принятие этого закона создаст большие проблемы для государственных структур по обеспечению трудоустройства выпускников".
"Мы живем в условиях рыночной экономики, поэтому вводить обязательную отработку полученного образования, то есть распределение, как было в СССР, невозможно. Нужно в корне менять законодательство, вплоть до Конституции. Как быть, если выпускника не устраивает зарплата, а работодателя - его подготовка? Вопросов больше, чем ответов. В развитых странах подобной отработки нет, но есть конкуренция на рынке труда и за работника, и за рабочее место. И Россия должна идти по этому пути, "отработка" должна быть привлекательной! В ЛЭТИ, к примеру, заявки на выпускников удовлетворяются легко, если выпускникам предлагают интересную работу и профессиональный рост, хороший социальный пакет, помощь в приобретении жилья. Хорошие результаты по закреплению выпускников дает целевая подготовка на старших курсах на основании взаимовыгодных трехсторонних договоров".
"Если государство предоставляет бюджетное обучение студенту, то логично было бы, чтобы затем получившие таким образом образование выпускники поработали на государственных предприятиях, возмещая затраты. Но недостаточно просто согласиться с этой идеей. Сказав "а", нужно сказать и "б". Сегодня страна уже не та, что в советское время, когда распределение было обязательным. Сегодня нужны новые механизмы, которые могли бы заинтересовать молодых специалистов идти работать на государственные предприятия. Почему многие выпускники неохотно работают по полученной специальности? К сожалению, на те 15-20 тыс. рублей, которые в большинстве своем получают молодые специалисты, приходящие, например, в медицину или реальный сектор экономики, сложно приобрести жилье, прокормить семью и т.д. И здесь государство и работодатели могли бы давать таким молодым специалистам социальные гарантии, например возможность получить ипотечный кредит под низкий процент. Это только одно из возможных решений. На самом же деле, чтобы обсуждаемую идею реализовать, нужно решить целый комплекс проблем".