Эксперты: Кремль превращает партийное законодательство в абсурд

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков
Россия, Санкт-Петербург. Голосование на временном избирательном участке № 484 на ОАО "Силовые машины"

В России может появиться Субтропическая партия, а также Партия любви, Партия пенсионеров, партия "Без названия", несколько "Родин" и еще более 60 политических объединений. Наблюдатели говорят, что либерализация партийного законодательства превращает его в абсурд и играет на руку действующей власти.

К настоящему моменту в министерство юстиции подано уже 68 заявок от различных организаций с просьбой зарегистрировать их как партии по новым нормам. Об этом во вторник сообщил глава комитета Госдумы Владимир Плигин.
Поправки в закон были приняты по инициативе президента России Дмитрия Медведева. Теперь для регистрации партии достаточно, чтобы в ней состояли 500 человек (в 100 раз меньше, чем по ранее действовавшим правилам). Раньше оппозиционеры отмечали, что действующая власть мешает нормальной политической жизни, принимая запретительные нормы (не менее 50 000 членов партии в не менее чем 50 регионах страны). Теперь нормы, по их мнению, слишком мягкие, но результат тот же.
Названия организаций, которые просят зарегистрировать их как партии, одно интереснее другого: "Без названия", Субтропическая партия, Партия любви, Партия пива, две Партии добрых людей России. Из известных и реально существующих объединений документы на регистрацию приняты только от Сергея Удальцова ("Левый фронт").
При этом в лучших традициях 1990–х годов, есть целый ряд партий–дублеров и партий–фальшивок. Заявку на регистрацию одной их трех "Родин", а также Партии пенсионеров подали члены федерального списка партии "Правое дело", которые, напоминают политологи, широко известны своей готовностью работать "искусственной оппозицией в интересах Кремля".
Также подана заявка на регистрацию Новой Республиканской партии. Лидер Республиканской партии Владимир Рыжков называет тех, кто подал эту заявку, "самозванцами". Кроме того, поданы документы на регистрацию партии СПС. Бывшие лидеры ныне несуществующего Союза правых сил говорят, что новый СПС пытаются зарегистрировать политические рейдеры.
Эксперты констатируют, что Минюст будет вынужден вводить какие–то ограничения при регистрации партий. С одной стороны, действующей власти выгодно, что реальная и фальшивая оппозиция будут оттягивать друг у друга избирателей. С другой стороны, без введения ограничений на политической сцене воцарится хаос, а как будут выглядеть избирательные бюллетени с сотней названий или теледебаты с десятками участников, страшно даже представить.
В оппозиции считают изменение законодательства "спецоперацией власти". "Под видом либерализации партийное законодательство превращается в абсурд, — говорит депутат парламента Петербурга (фракция "Яблоко") политолог Борис Вишневский. — Как может существовать партия в 500 человек? Это не партия. Региональных отделений у нее нет и быть не может. Зачем все это нужно? Чтобы отвлекать избирателя от реальной оппозиции".
Если бы целью действующей власти и в самом деле была либерализация законодательства, следовало бы просто разрешить формирование разными партиями избирательных блоков, говорит депутат. Однако именно это–то и запрещено: "В итоге каждый оппозиционер создаст свою партию. Будет одна "партия власти" и сто оппозиционных. Использовать одну партию как площадку, где временно объединяются все, закон тоже не позволяет. Так что никакой либерализации в этом нет".
Власти играют на человеческих слабостях и амбициях политиков, считает Вишневский: "Многие хотят быть лидерами. И теперь по закону создать партию в сто раз проще. Разумеется, многих потянет быть вождями".
Эксперты также отмечают, что решения действующей власти в сфере партийного законодательства удивительно схоже с работой активистов прокремлевских молодежных движений в Интернете. Создаются десятки аккаунтов (организаций), которые дублируют друг друга, вносят в ситуацию неразбериху и должны создать у наблюдателя ощущение неприятной невнятицы. При котором хочется если не проигнорировать голосование, то проголосовать за "все как есть".