Московский предприниматель создает сеть кафе, в которых посетители платят за время, а не за еду и напитки.
Московский предприниматель Иван Митин бросил писательство и ударился в бизнес. Вместо рассказов он создает сеть кафе, в которых посетитель платит не за заказанные напитки и еду, а за время, проведенное в заведении. "С вами сегодня будет Льюис", - с порога заявляет мне сотрудница "Циферблата" и вручает мне старые советские часы.
Будильник вручается каждому посетителю кафе. Часы не ходят, но, если завести, могут ожить. По мысли создателей кафе, часы - это легкое напоминание о том, что в "Циферблате" посетитель покупает время, а не что-то другое. На специальной доске фиксируется имя будильника, имя его обладателя и время прихода. По ней высчитывается стоимость пребывания гостя. Первый час - 2 рубля за минуту, второй и последующие - по рублю.
Систему оплаты Иван придумывал долго. Еще до "Циферблата" он создал в Москве "Дом на дереве" - открытое пространство, куда мог прийти любой желающий, просто посидеть, поработать, посмотреть фильм, послушать лекцию. "Дом" существовал по принципу free donations, то есть каждый посетитель оставлял столько денег, сколько считал нужным. На практике гости оставляли от 50 до 150 рублей за 2 часа пребывания. "В среднем получается 50 рублей в час за тепло, чай, печенье и уют", - резюмирует предприниматель.
Почти сразу Иван столкнулся со специфически русской категорией посетителей. "Стали приходить люди, которые за 15 минут выпивали две чашки кофе и убегали", - жалуется Иван. Сейчас против таких гостей он ввел заградительную плату 2 рубля за первый час. По его мнению, дело не в деньгах, которые теряло заведение, а в том, что они разрушали общую атмосферу, то есть главное в заведении.
В кафе нет собственной кухни, тогда как в традиционном заведении общепита она занимает до 40% площади и требует расходов на оборудование. Своеобразная концепция извлечения выручки позволяет обходиться без этих вложений.
"Нам неинтересны люди с потребительским отношением, нам интересны соучастники процесса. Мы не хотим наваривать 170 рублей на щепотке чая. Нам важно создать атмосферу искренности, где каждый может побыть самим собой, почитать книжку, встретиться с друзьями", - объясняет Иван Митин. По сути авторский, социальный проект не сразу превратился в бизнес. Учредители планировали открывать новые заведения после того, как предыдущие начнут приносить прибыль. Но уже к концу 2011 года оказалось, что проект существует в условиях довольно ощутимой конкуренции. Оказалось, что "почасовая оплата" - уже популярный бизнес-тренд. В Москве появилось Local Time, чуть позже в Вологде - "Свободное пространство "Беседка", а в январе в Петербурге - "Пространство бесконечно".
"Тогда я понял: все серьезно, - вспоминает свои ощущения Иван, - и если мы не начнем это воспринимать как бизнес и развиваться, то подобных мест будет больше. Без нашего участия. И надо было определиться - развивать проект медленно и по чуть-чуть, самим мыть посуду, делать фактически домашний проект или сразу выходить на другой уровень, в корне менять систему, нанимать людей. Мы решили поиграть в эти бизнес-игры". Объем инвестиций в проект Иван не раскрывает. Теперь сеть развивается с участием сторонних инвесторов. За "Циферблатом" на Покровке последовал второй на Солянке, затем "освоили" Нижний Новгород и Астрахань. Планируются кафе в Казани и Санкт-Петербурге.
Иван Митин прославился в 2009 году акцией "Стихи в кармане". Он печатал стихи классиков на бумаге календарного формата, ламинировал их и бесплатно раздавал в метро.