Штаб Владимира Путина в Петербурге не будет собирать массовых митингов в поддержку своего кандидата. Задача перед штабом стоит двойственная - по словам его главы Владимира Литвиненко, нельзя допустить скандалов и нарушений, но результат должен быть примером для других регионов.
Предвыборный штаб кандидата в президенты Владимира Путина в лице его руководителя, ректора Горного университета Владимира Литвиненко, рассказал журналистам о стратегии кампании.
Главное, на чем не раз останавливался Литвиненко, это то, что на выборах ни в коем случае не должно быть никаких скандалов. Штаб, по его словам, сделает все, чтобы не допустить никаких нарушений. А все действия по сбору открепительных удостоверений, использованию грязных технологий, подкупу избирателей и прочего "будут расцениваться как провокации к беспорядкам", пояснил Литвиненко. То есть сверхзадача, судя по всему, - не допустить никаких митингов протеста после выборов, а борьба с нарушениями в таком случае - борьба не с фальсификациями как таковыми, а с поводами для акций оппозиции.
Не планируется, сказал ректор, и проведения каких-либо массовых демонстраций и митингов, "за исключением тех, что проводятся по профсоюзной линии". Это может быть связано, отметим, с опасениями столкнуться с жалобами бюджетников на принудительное посещение митингов, то есть с теми же поводами для митингов.
Одновременно перед штабом стоит задача по максимальной явке и максимальному результату. Владимир Литвиненко признает, что результат будет хуже, чем в 2000 и 2004 годах (в 2004 году Путин получил в Петербурге 75%), потому что "ситуация уже другая, появились новые проблемы, а многие люди верят, что голосование - это фикция". Но, говорит он, Петербург как родина Путина должен "показать пример другим регионам и по явке, и по поддержке". "Если мы еле-еле перевалим за 50% или будут какие-то негативные технологии, какой пример мы покажем?" - поставил вопрос глава штаба. Сейчас, по его словам, рейтинг Владимира Путина в Петербурге составляет 27%-48% в разных районах "с учетом специфики" (то есть из-за различных локальных проблем).
На петербургский штаб возлагаются, как стало понятно из ответов Литвиненко, особенные задачи. Он находится как бы в стороне от общей структуры. Владимира Литвиненко просил возглавить штаб сам Путин (ректор на этот счет довольно туманно пояснил, что премьер-министр "лично принимал участие в формировании штабов"), и подчиняется он, судя по всему, лично Путину. На официальном сайте кандидата в президенты говорится, что штабом является орган Народного фронта под руководством директора НИИ им. Джанелидзе Сергея Багненко, но Владимир Литвиненко однозначно заявил, что в Петербурге штаб только один, в котором Багненко лишь представляет "штаб народной поддержки".
Чиновники Смольного не попали в состав штаба. Литвиненко прямо заявил, что новая команда Георгия Полтавченко пришла недавно, "и еще предстоит проанализировать, насколько они эффективны или неэффективны". А экс-чиновники из команды Валентины Матвиенко - Виктор Лобко, Александр Вахмистров и другие - "профессионалы", в которых Литвиненко не сомневается. Другими словами, на Полтавченко в таком деликатном вопросе решили не полагаться. "У них своя задача, по организации выборов в целом", - сказал ректор. Сама Матвиенко тоже не имеет никакого отношения к работе штаба. Не взяли в штаб и главного петербургского единоросса, сенатора Вадима Тюльпанова: как пояснил Литвиненко, это было решение "Единой России" - делегировать от партии в штаб не его, а спикера ЗакСа Вячеслава Макарова.
Добиваться результата штабисты собираются за счет агитации, разъясняя, что альтернативы Путину просто нет, чтобы каждый гражданин осознал это. Владимир Литвиненко произнес по этому поводу эмоциональный спич о стремлении Европы и США принизить роль экономики России, а заодно раскритиковал других кандидатов: Геннадию Зюганову досталось за предложение национализации недр ("Это просто революция!" - сказал Литвиненко), Сергею Миронову - за непрофессионализм, а Михаилу Прохорову - за рейдерские захваты, о которых Литвиненко, как выяснилось, прекрасно осведомлен.
Предложение Миронова Владимиру Литвиненко войти в правительство в случае победы справоросса министром геологии ректор Горного воспринял "негативно". "Министерство геологии, существовавшее в СССР, воссоздавать не нужно, - заявил он. - Это возврат в СССР, а нужно не министерство, а рыночное ведомство, которое бы не осваивало бюджет, а развивало конкуренцию". А вот создание Евразийского союза, по его мнению, не возврат в СССР, а "суперважная для развития страны вещь".