Бизнес и власти ЛО хотят сократить путь от поля до прилавка с помощью оптовых агропродовольственных распредцентров.
Один из таких проектов, объемом инвестиций 1,8 млрд рублей, сегодня разработан компанией "Норд–овощ", специализирующейся на складских услугах. По словам Бориса Шифрина, директора по логистике ЗАО "Норд–овощ", проект компании по созданию оптового агропродовольственного распределительного центра (ОАРЦ) уже получил поддержку властей Ленобласти, реализовать его планируется в формате государственно–частного партнерства.
"У областного сельскохозяйственного сектора большие возможности, но сегодня есть такая проблема, как недоступность рынков сбыта для производителей сельхозпродукции. Фермеры не знают, куда деть свое производство, и в итоге продукция попадает в руки посредников по минимальным ценам", — говорит Борис Шифрин. По его мнению, ОАРЦ должны нивелировать эту проблему и сделать процесс сбыта централизованным.
Основная цель центра — обеспечение продукцией СПб и ЛО и формирование цен на продукты в оптимальных условиях конкуренции. Кроме того, через ОАРЦ будет осуществляться контроль за качеством продукции и проверка на соответствие действующим нормам безопасности. Также здесь можно будет получить полную информацию о продаваемом продукте.
Предполагается, что общая площадь складских площадей центра составит 60 тыс. м2. Окупить проект планируется в течение 12–15 лет. Центр предполагается разместить в радиусе 5 км от КАД (в пределах от Выборгского до Мурманского шоссе). По словам Бориса Шифрина, проект будет частью программы Минсельхоза РФ по развитию инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка РФ на 2011–2020 годы.
По мнению Сергея Яхнюка, вице–губернатора ЛО, курирующего агропромышленный комплекс, создание оптовых распределительных центров решит проблемы со сложностями захода мелких и средних сельхозпроизводителей в магазины. Большое количество посредников, через которых сегодня проходит продукция аграриев, перед тем как оказаться на прилавке, приводит к многочисленным наценкам, что снижает рентабельность бизнеса как для аграриев, так и для владельцев небольших магазинов, через которых происходит сбыт продукции."Мы все время говорим о дешевизне наших овощей, но даже если сравнивать то, по какой цене продают не упакованную картошку непосредственно фермеры (а это 5–7 рублей за кило) и по какой цене она идет с прилавков (от 18), то это разница порой возмущает", — говорит Сергей Яхнюк.
По мнению чиновников, проект ОАРЦ позволит сформировать справедливую цену на продовольственную продукцию, но разница между тем, по какой цене продукт попадает в центр и по какой доходит до потребителя, должна быть минимальной. В идеале центр должен стать связующим звеном между небольшими сельхозпроизводствами и магазинами у дома, социальными учреждениями, общепитом, а также будет напрямую обеспечивать розничную торговлю.
Сегодня заявить о себе мелким и средним фермерам власти СПб и ЛО предлагают через сезонные сельскохозяйственные ярмарки. Но эксперты считают, что это не самый эффективный инструмент налаживания отношений между производителем и покупателем. Во–первых, ярмарки — явление временное, а во–вторых, рядовому потребителю бывает проще и дешевле дойти до ближайшего магазина рядом с домом, чем посетить специализированную ярмарку.
Между тем на ярмарке можно приобрести товар по цене производителя, в то время как конечную стоимость продукции на прилавке (вне зависимости от того, прошла ли она через большое количество посредников или через распределительный центр) определяет продавец — магазин у дома или торговая сеть. Схема организации работы ОАРЦ выглядит следующим образом: фермерские хозяйства, поставщики и производители напрямую работают с центром, где могут арендовать торговые площади и вести продажи, либо где их продукция будет сохранена, обработана и с минимальной наценкой выдана на рынок.
Таким образом, мелкие и средние сельхозпроизводители получают гарантированный рынок сбыта. Для небольших аграриев эта проблема актуальна в связи с тем, что в отличие от крупных производств, которые зачастую работают напрямую с сетевиками и готовы пойти на уступки в цене ради доступа к прилавку, средний сельхозпроизводитель не может гарантировать регулярных поставок продукции в супермаркет в больших объемах.
По утверждению инициаторов проекта, попасть в ОАРЦ могут все желающие. "Для участия фермер проходит регистрацию, получает доступ к сервису ОАРЦ, который включает в себя открытые площадки для торговли с машин, контакт с оператором центра — возможность хранения, обработки, подготовки, доставки продукции и т. д.", — говорит Борис Шифрин.
На фото: Предполагаемая зона размещения оптового агропромышленного комплекса.
Большинство экспертов позитивно оценивают перспективы создания ОАРЦ, но пока разработчики проекта не заявляют конкретной стоимости своих услуг для фермеров, ссылаясь на индивидуальность каждого случая. Выстраивание логистической инфраструктуры в сельском хозяйстве становится особенно актуальным и в преддверии вступления России в ВТО. Эксперты опасаются, что в случае, когда на российский рынок хлынет поток импортных товаров (в частности через аналоги сети Metro Cash & Carry), местные фермеры и вовсе могут потеряться среди потока транснациональных поставок.
"Вступление в ВТО для нас — серьезное испытание. Не все хозяйства сегодня произвели перевооружение производства, которое могло бы конкурировать по своей эффективности с европейскими предприятиями", — говорит Сергей Яхнюк. Кроме того, по его словам, принципы ВТО не предусматривают прямую поддержку сельского хозяйства со стороны государства и политика должна быть «ориентирована на инфраструктурные проекты".
В данном случае выстроенная логистическая система, может, и не решит всех проблем аграриев, но хотя бы позволит побороться за свое место под солнцем.
Юрий Трусов, генеральный директор ООО "Леноблптицепром":
Подобный центр — хороший инструмент для реализации продукции не только для мелких и средних хозяйств, но и для крупных сельхозпроизводителей. Ведь у них не всегда законтрактованы с сетевиками все объемы производства.
Такие центры по сути дела будут делать то, что при плановой системе делало государство, — определять, кому, что и в каких объемах необходимо. А для сельского хозяйства это крайне важно, потому что его невозможно просчитать. Один год плодородный, и у аграриев переизбыток продукции, другой — наоборот, неурожайный.
В будущем на базе таких центров могла бы развиваться биржа, могли бы появиться фьючерсы, а без всего этого нам будет крайне сложно работать в ВТО. Кому мы там нужны со своими огурцами и яйцами? Конкурировать с западными производствами смогут лишь крупные предприятия, которые провели модернизацию. Например, "Роскар", птицефабрика "Синявинская", совхоз "Ручьи". Но элементарно, для того чтобы поставить продукцию на экспорт, необходимо очень много денег.
Игорь Подлипенцев, вице–президент, исполнительный директор Союза предприятий пищевой
промышленности СПб:
Для хозяйств схема работы через посредника удобна, так как они должны концентрироваться в первую очередь на производстве, а не выстраивать логистические цепочки. Насколько успешен будет проект, зависит от того, по какой цене центр будет закупать сельхозпродукцию и предоставлять другие услуги. Я думаю, такие центры будут пользоваться популярностью в основном у растениеводов, так как молоко и мясо производители сразу везут на переработку.
Что касается конечной стоимости на прилавках, то, чтобы добиться реального снижения цены на любую продукцию в сетевых магазинах, власти должны решительно сказать сетевикам не обирать поставщиков всякого рода бонусами. Сегодня торговая сеть накручивает 25% в свою пользу только за "право доступа", а дальше — еще наценка.
Когда Россия вступит в ВТО, я считаю, антимонопольные ведомства должны будут любой иностранный дотированный государ¬ством продукт рассматривать как демпинговый, так как на Западе господдержка сельскохозяйственной отрасли в разы выше, чем у нас.
Олег Малышев, директор центра фермерской торговли "Озерки":
Раньше плодово–овощные базы были районными, они и занимались распределением продукции. Плановости не стало, механизм был нарушен. В прошлом году, например, был плохой урожай картофеля, поэтому в этом все активно его сажали и получили такой урожай, с которым существующая логистическая структура просто не справилась. В результате часть картошки просто запахивали.
Идея создания центров благая, этот вопрос широко обсуждается на федеральном уровне. Перекупщики сегодня практически сидят на полях. Плодово–овощные базы делают накрутку в сезон от 100%. Лук в поле стоит 3–5 рублей, а в рознице — 10–15!
Но, думаю, в итоге такие центры наверняка будут требовать каких–то стандартов, определенного качества и схема их работы будет такая: малый и средний бизнес по–прежнему будут везти продукцию на те же Калининскую и Софийскую базы, где она будет формироваться в большие партии и уже оттуда пойдет в оптово–распределительный центр.