Прибалтийские порты намерены расширяться. Это ответ на активное строительство портов на Северо-Западе России, прежде всего в Петербурге и Ленобласти.
Прибалтийские порты активно разрабатывают планы по расширению своих мощностей. Так, в Лиепайском порту будет построен терминал по перевалке насыпных грузов, в Рижском свободном порту – терминал по перегрузке минеральных удобрений. О проведении дноуглубительных работ и расширении судоходных каналов заявили Рижский и Клайпедский порты. Таллинский порт собирается строить еще один причал для приема круизных лайнеров.
Эксперты не исключают, что массовое расширение прибалтийских портов может быть ответом на активное строительство портов на Северо-Западе России, прежде всего в Петербурге и Ленобласти, и попыткой вернуть свои позиции на Балтике. В последнее время, особенно с началом работы порта Усть-Луга, прибалтийские порты потеряли значительную часть российских и транзитных грузовых потоков. При этом эксперты уверены, что российские грузоотправители предпочтут пользоваться российскими же портами – до тех пор пока Россия не вступит в ВТО. "Владельцы терминалов в Усть-Луге, как правило, являются и владельцами груза. Поэтому в их интересах отправлять груз на экспорт именно со своих терминалов, а не арендовать площадки в других портах. Так что угроза падению объемов перевалки грузов через Усть-Лугу может быть только одна – экономический кризис", – говорят в компании "Усть-Луга".
То, что мы наблюдаем в Прибалтике, – это нормальная конкурентная борьба за восстанавливающиеся после кризиса грузопотоки, считает гендиректор ИА "Дорн" Андрей Карпов. Традиционные конкурентные преимущества прибалтийских и финских портов – развитая инфраструктура, сервис и обеспечение безопасности грузов. Куда пойдут грузы, зависит от действий властей: иногда достаточно одного постановления таможни, чтобы грузопотоки развернулись. Если политика государства в этой сфере будет сбалансированной, то российским портам бояться нечего, считает Андрей Карпов.
Выбор порта – это вопрос логистики, пока выгодно возить через наши порты, отмечает директор по развитию аналитического агентства "ПортНьюс" Надежда Малышева. Конечно, если РЖД будут увеличивать экспортные тарифы, не исключено, что грузы пойдут в Прибалтику или Финляндию. В 2011 году РЖД намеревались увеличить тарифы на грузоперевозки еще на 3,8% (с 1 января тарифы были повышены на 8%).
Конкурентные преимущества прибалтийских портов усилятся и со вступлением России в ВТО, отмечает Надежда Малышева. Если уравнять железнодорожные тарифы на экспортные перевозки через российские порты и сухопутные границы, возможно, некоторые поставщики предпочтут работать через порты Балтии, считает эксперт.