Контакты олигархов попали на биржу

Петербуржцы делают бизнес на торговле контактами знаменитостей и деловых партнеров. К концу 2011 года они планируют выручать от продажи номеров телефонов 5 млн рублей в месяц.

Идея создать ресурс по продаже контактов появилась еще в 2006 г. Ее суть сводилась к сбору и продаже через Интернет номеров телефонов различных фирм и специалистов, работающих на рынке Петербурга. Торговать ими планировалось "оптом и в розницу": базы данных должны были заинтересовать крупные компании, а отдельные контакты — рядовых пользователей, которые могли бы приобрести их поштучно. Расплачиваться предполагалось или электронными деньгами или размещением на портале новых контактов.
Антон Яковлев со своим партнером Никитой Погоняйло начали воплощать эту идею сообща. "Я отвечал за техническую часть, а Никита брал на себя наполнение", — рассказал Антон Яковлев. За несколько лет работы над созданием ресурса Saex совместно они вложили в развитие около $ 200 тыс. собственных средств, заработанных в своих компаниях.
Поначалу работа шла медленно: первая версия ресурса, на которую партнеры потратили пару лет, не выдержала испытаний, все пришлось начинать с нуля.
Когда они создали очередную версию ресурса, инвестировать в проект решил Foresight Ventures — российское представительство зарубежного венчурного фонда. В обмен на 32?% акций фонд вложили в развитие Saex $ 500 тыс. В мае ресурс был размещен в открытом доступе, и уже до конца года партнеры намерены зарабатывать на нем около $100 тыс. Пока он содержит 80 тыс. контактов, но будет пополняться на партнерских условиях компаниями, работающими в сфере директ–маркетинга.
Недавно еще два процента акций, как сообщает roem.ru, приобрела неназванная канадская компания, оценив всю компанию в $3,5 млн. 66% остаются в собственности основателей.
Бизнес–модель нового сервиса основана на соединении двух типов пользователей. Первый тип — это продавцы данных с VIP–визиток. Популярные контакты принесут продавцу большую отдачу. Второй тип пользователей — это те, кого в светское общество не допускают, но контакты той или иной "звезды" им получить необходимо. Начальная стоимость одного контактного телефона составляет около 50 рублей (но для действительно востребованного номера она будет выше). Вывода средств продавцами еще не было, опция находится лишь в состоянии подготовки к запуску. Но в продаже среди прочих уже появились номера: Аркадия Воложа ("Яндекс"), Александра Малиса ("Евросеть"), Антона Колпакова ("Ростелеком"), Владимира Евтушенкова (АФК "Система") и Виктора Вексельберга, президента ЗАО "Ренова" и президента фонда "Сколково".
Впрочем, некоторые эксперты указывают на юридическую спорность такой бизнес–модели.
Аналогичный проект, биржа контактов, jigso.com, существует в США, в России известен cardomat.ru
Всего в сфере директ–маркетинга в Петербурге работает около 10 компаний. Оборот этого рынка, по подсчетам Антона Яковлева, составляет не более $ 150 млн рублей в год, тогда как в Европе он превышает 1,5 млрд евро.