Как российский бизнес просил членства в ВТО, а получил в ответ мультивизы

Автор фото: Trend

Первый день Петербургского международного экономического форума российские предприниматели и чиновники потратили на то, чтобы убедить гостей из Евросоюза и США: если нашу страну и в этом году не примут в ВТО, то западным странам самим же потом будет стыдно.

Главные действующие лица ПМЭФ - президент РФ Дмитрий Медведев и китайский лидер Ху Цзиньтао - появятся в Ленэкспо только в пятницу утром. На их фоне все прочие новости, не связанные с совместным экономическим и политическим будущим России и Китая, померкнут. Поэтому вчерашний день организаторы форума практически полностью посвятили выяснению отношений с нашими западными партнерами - США и Евросоюзом.
Декорации, в которых решались все эти судьбоносные вопросы, мало чем отличались от антуража предыдущих 14-ти петербургских форумов. Буквально все - посуда в буфетах, очереди в туалетах, оформление стендов, погода (мелкий дождик) абсолютно такое же. Со сцены лилась, в основном, английская речь, предприниматели из южных регионов страны, сидя на "галерке" и даже не пытаясь вникать в содержание докладов, выясняли по мобильному телефону вопросы поставки сельскохозяйственной техники. Владелец "Северстали" Алексей Мордашов, сев в президиум, сначала долго тыкал пальцами в сенсорный экран IPad, а потом принялся рассматривать людей в первых рядах, дружески кивая и подмигивая знакомым.
"Россия в этом году должна вступить в ВТО, и точка", - с некоторой угрозой в голосе обращался к главам мировых корпораций Анатолий Чубайс. У главы Роснано был день рождения, поэтому с ним никто не спорил. Выходившие к микрофону капитаны глобальной экономики наперебой расхваливали возможности, которые открываются для них на российских рынках. Глава Raiffeisen International Херберт Степич, встав из зала, рассказал собравшимся, что его банк потерял после российского экономического коллапса 1998-го года $50 млн, но все равно не ушел из страны, и он, Херберт Степич, ни разу об этом не пожалел.
Старший исполнительный директор фармацевтического гиганта AstraZeneca Дэвид Бреннан с восторгом, который разделяли не все, говорил о том, какой в России замечательный растущий рынок и как много наши соотечественники покупают лекарств от разных страшных болезней.
"Хотелось бы большей предсказуемости от местных властей", - добавил свою ложку дегтя президент Carlsberg Йорген Расмуссен, посетовавший также, что многие жители нашей по-прежнему предпочитают пиву "Балтика" русскую водку.Когда слово переходило к россиянам, градус оптимизма заметно падал. Так, президент "Сибура" Дмитрий Конов не без горечи рассказал, что потратил 2,5 года на то, чтобы поделить должности в совместном предприятии со своим западноевропейским партнером - бельгийской группой Solvay. Но даже водка и загадочная, не понятная европейцам, русская душа не сравнятся по частоте упоминания с темой ВТО - эти три магические буквы не переставая звучали как на круглых столах, так и в кулуарах. При этом и американцы, и представители Евросоюза высказывают такое негодование в связи с тем, что нашу страну все никак не примут в эту организацию, что становилось абсолютно не понятно, от кого же в итоге зависит решение этого вопроса.
"Мы стараемся, наши объятия раскрыты так широко, что шире уже просто невозможно. Мы стучимся в двери ВТО, но постоянно натыкаемся на какие проблемы, природа которых нам не понятна", - недоумевал президент "Реновы" и фонда "Сколково" Виктор Вексельберг.
"В этом году мы празднуем 18-тилетие наших переговоров по вопросу членства ВТО, - грустно шутил Алексей Мордашов, - Даже Китай прошел этот пусть всего за 14 лет. При этом технически мы абсолютно готовы. Но я заметил, что как только у нас начинается прогресс в переговорах с американцами, то сразу тормозятся переговоры с Евросоюзом, и наоборот".
Владелец Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский напомнил американскому послу в РФ Джону Байерли, что его страна так и не отменила так называемую "поправку Джэксона-Вэника", ограничивающую торговлю с Россией. "Если этого не произойдет до того, как Россия все-таки вступит в ВТО, то в проигрыше окажутся уже сами Штаты. Они тогда не смогут воспользоваться преимуществом от присоединения нашей страны к ВТО", - объяснял Пумпянский, но, похоже, кроме него, о том, что будет "после ВТО", никто говорить не хотел.
Джон Байерли, тем не менее, взялся оправдываться за весь народ Америки и немедленно сорвал аплодисменты зала, сообщив, что уже в июле госсекретарь Хилари Клинтон и министр иностранных дел Лавров подпишут соглашение об облегчении визового режима. Россияне, таким образом, смогу получать трехлетние мультивизы.
Завоевав расположение публики, хитрый дипломат скороговоркой повторил
традиционные претензии, предъявляемые США России - проблемы с экономическими
свободами, коррупцией в органах власти и т. д. "Здесь нужна помощь со стороны предпринимательского сообщества. Правительственные анти-коррупционные программы не будут работать сами по себе, в вакууме", - сказал Байерли, глядя, как показалось, в сторону Пумпянского.
Разрядил обстановку Давид Якобашвили, глава Рус АГроПроекта и один создателей "Вимм-Билль-Данна", успешно проданного в прошлом году PepsiCo (отдав за 66% российского производителя соков $3,8 млрд, американская корпорация поставила рекорд инвестиций в несырьевой сектор российской экономики).
"Нам пора забыть о холодной войне и создать общую систему защиты от глобальных угроз, - заявил Якобашвили, - Вместе мы обеспечим мир во всем мире. И вообще нам давно пора стать ближе к нашим американским соседям и построить наконец мост (через Берингов пролив - прим. ред.)". Действительно, на фоне идеи строительства моста между Чукоткой и Аляской перспективы вступления России в ВТО в этом году отнюдь не кажется такими уж фантастическими.