Дмитрий Циликин Все статьи автора
3 июня 2011, 09:15 3901

Константин Райкин: "Для Минфина культура - какой-то аппендикс"

Константин Райкин
Фото: Итар-Тасс

Руководитель московского театра "Сатирикон", актер Константин Райкин в интервью dp.ru открыто признал, что Россия это страна, где правят Минфин, МЧС и ФСБ, рассказал о дьявольщине с событиями на Манежной площади и Путине.

DP.RU: Сейчас государство предлагает театрам полное содержание с полным контролем; либо большую свободу, но и большую ответственность; либо полную автономию от него. Что выбрал "Сатирикон"?

Минфин обещает не повышать налоги в ближайшее время

Минфин обещает не повышать налоги в ближайшее время

508

Константин Райкин: Мы бюджетная организация. В этом положении очень много сложностей и, я бы сказал, идиотизмов, но мне кажется, оно все-таки менее идиотично и чудовищно, чем автономное существование. По-моему, его выбрала какая-то доля процента театров. Желаю всего доброго тем, кто встал на эту опасную дорогу, но правильно сделали остальные, что не пошли, это, по-моему, вещь авантюрная, непродуманная и убийственная для театра. Мы-то в свое время хотели полной самостоятельности, вообще приватизироваться, и сейчас хотим. Может быть, когда-нибудь это и удастся, но так много препон…

Печально, что какой-то серьезной культурной политики нету. Судя по деньгам, у нас в государстве вопросы интеллекта и души стоят на последнем месте. Образование, фундаментальная наука и культура - досадные отрасли человеческой деятельности, как чесотка, которая все время достает. Это вопросы, которые все время оставляют на потом. К сожалению, самые главные люди государства не относятся к ним так серьезно, как они заслуживают.

DP.RU: Но вы влиятельный член общества, и вообще, как известно, Путин с будущей женой познакомился на спектакле Аркадия Райкина. Неужели вы не можете повлиять на ситуацию?

Константин Райкин: Видимо, для Владимира Владимировича этот факт не является серьезным доводом, основанием к какому-то серьезному размышлению. Хотя, судя по языку, он человек достаточно культурный, это первый из властителей, который стал по-человечески разговаривать: от себя, и произношение нормальное мы услышали. Но дальше этого не идет. Чтобы олигархи, капиталисты делали серьезные вложения в культуру, чтобы это стало престижным, модным, нужно показать пример, дать команду. А команды не поступает. Встречаться с деятелями культуры и с деятелями из других сфер можно сколько угодно, но все решает Минфин, это самое главное министерство. Для Минфина культура - какой-то аппендикс, которого лучше бы не было. У нас страна, где правят Минфин, МЧС и…

DP.RU: ФСБ?

Константин Райкин: Да. Понимаете - и всё!

Минфин РФ предложит банкам на депозиты 140 млрд рублей на 6 недель

Минфин РФ предложит банкам на депозиты 140 млрд рублей на 6 недель

690

DP.RU: Путин был на вашем 50-летии. А на 60-летие пришел?

Константин Райкин: Я его вообще не праздновал, так что никого такого не было, даже и не пахло. И слава богу. Я свой путь, какую-то его серьезность, все-таки измеряю не количеством этих посещений. Ей-богу, могу обойтись, как и он обходится без встреч со мной совершенно запросто. И я не то что не в обиде - я бы все свои встречи променял бы на одно кардинальное мудрое решение в сфере культуры и, в частности, театра. На самом деле эти встречи ничего мне не дали, кроме умасливания моего мелкого самолюбия.

DP.RU: Надо думать, путинского тоже - известно, что все с трепетом относятся в артистам, которых в детстве видели по телевизору.

Константин Райкин: В детстве Путин по телевизору видел моего папу, которого я ему, к сожалению, не могу заменить. А мне обо всем этом разве что внукам рассказать… а может, они совсем другим будут интересоваться.

DP.RU: 60-летие вы все же отметили - премьерой спектакля "Вечер с Достоевским" по "Запискам из подполья" в постановке Валерия Фокина. Вы не раз говорили, что публика "Сатирикона" хочет быстро, ярко и понятно - в этом смысле "Вечер" к ней совсем не снисходителен.

Константин Райкин: А последняя наша премьера еще круче! Юрий Бутусов поставил "Чайку" Чехова, которая идет 4,5 часа, почти до полуночи. Про нее мне легче говорить, потому что сам не играю: я как художественный руководитель театра испытываю даже не минуты, а длительные периоды гордости за своих замечательных артистов. Думаю, "Чайка" - крупное театральное событие в Москве.

DP.RU: У звезды всегда есть кредит доверия, ее любят авансом. Это плохо - можно не полностью затрачиваться на сцене или, наоборот, позволяет не расходовать силы на то, чтобы взять зал?

Константин Райкин: Для настоящего артиста успех у публики совершенно не есть сигнал к расслаблению. Потому что критерии он все-таки черпает из себя, а не из успеха. "Поэт, не дорожи любовию народной" - это стихотворение Александра Сергеевича менее всего годится к профессии актера, потому что актер связан с успехом буквально. Но все равно главные планки он расставляет себе сам. Каждая следующая работа - это страх быть разоблаченным. И перед самим собой, и перед публикой. Среди хороших артистов есть люди, которые очень всерьез относятся к признанию. Но мои... не то чтобы кумиры, но те, на кого я ориентируюсь, - для них успех есть только побуждение к дальнейшим исканиям и рискам. Вообще мне кажется, настоящий артист и, в более широком смысле, настоящий художник - это человек, который болен синдромом ученичества. Способностью отказаться от предыдущего опыта.

А кроме того, на самом деле зрителям ведь все равно, сколько тебе лет, какие у тебя заслуги. Ты либо играешь, либо нет. Как только ты не играешь - в зрителе совершенно нет снисхождения, и это совершенно правильно.

DP.RU: Алиса Фрейндлих сказала "Я приучила публику к своей некрасивости". У вас была такая проблема?

Константин Райкин: Как-то я никогда не страдал от этого. Хотя сейчас, когда вижу кадры из своих ранних ролей, понимаю, что предлагал зрителям испытание на прочность: насколько вы меня любите? а если я вот так улыбнусь, а вот так зубки свои покажу? Зрительская симпатия ко мне подвергалась большим нагрузкам. Но потом наша страна вышла на новый уровень цивилизованности, в частности, появились дантисты и материалы, дающие возможность что-то корректировать. И я нашел такого дантиста-дизайнера, который, так сказать, отредактировал немножечко природу, не меняя общей картины.

DP.RU: Рассказывают, что Аркадий Райкин приехал на гастроли, кажется, в Одессу…

Константин Райкин: В Киев.

DP.RU: …и первый монолог у него начинался со слов "Кто я?" Из зала ответили: "Жид". Райкин ушел со сцены, отменил все спектакли и немедленно уехал.

Константин Райкин: Он всегда упорно отрицал этот случай. Говорил, что это сплетни, что никогда этого не было. Притом мне его актеры говорили, что это было.

DP.RU: Вы сталкивались с антисемитизмом?

Константин Райкин: Со мной общались прежде всего как с сыном любимого артиста. У большинства людей при той любви, которую вызывал у них Аркадий Райкин, понятие национальности куда-то уходило. Но были, конечно, и другие. В нашем семейном архиве, кроме восторженных, влюбленных, благодарственных писем папе, есть и целая коробка злобных, антисемитских. Правда, это очень небольшая часть по сравнению с другими, тем не менее. А то, что антисемитизм тогда существовал на государственном уровне, было очевидно.

DP.RU: Как объяснить обострение национализма, ксенофобии, Манежную площадь и т. п.?

Константин Райкин: Эта дьявольщина очень тревожит. Если говорить о конце света, по поводу которого периодически возникают всякие истерические разговоры, - мне кажется, он наступит не от гигантского землетрясения или столкновения с каким-то небесным телом, а, скорее, от того, что все передерутся. Конец света заключен внутри нас. Самые главные опасности для человека представляет человек. Необъяснимая вещь: вроде бы образованные, умные люди вдруг начинают нести такую чушь по поводу какой-то национальности.

Они превращаются в оборотней. Даже представители христианской церкви! Вы послушайте наших православных: как агрессивно, ортодоксально, непримиримо они говорят о католиках. Это же просто уму непостижимо! Они начинают вскипать, им изменяет мудрость, достоинство, великодушие. Они забывают веру, все самое святое, что должно быть в человеке. А что же другим тогда остается? Совсем перелаяться и перекусаться?

Новости партнеров
Реклама