Бизнес вырастили из пшеничного зерна

Выйдя на пенсию, бывший научный сотрудник организовал зеленый бизнес. Развитию перспективного рынка мешает низкая культура здоровья российских потребителей.

Компанию и оздоровительный центр «Ростки» бывший конструктор института методики и техники разведки (геологические изыскания) Евгений Югов открыл в 1997 году, после выхода на пенсию. Совместно с предпринимателем и бывшим военным Александром Бабенко они учредили ИП и арендовали у города подвальное помещение на окраине. В основу бизнеса учредители положили свое хобби -- оздоровление при помощи употребления в пищу зеленых побегов пшеницы и ростков овса и других культур.
«Я их ем 15 лет, а Александр проводил эксперименты еще во время военной службы -- подкармливал травой курсантов», -- комментирует Евгений Югов.
Технология
Готовой технологии проращивания побегов пшеницы 15 лет назад в России не было, и предприниматели начали изобретать собственную. Попутно совместно с несколькими НИИ учредители фирмы занимались научными исследованиями, убеждаясь в пользе ростков пшеницы. В идеале предприниматели добивались быстрой всхожести семян и сохранения полезных веществ.
К 2000 году компаньоны разработали технологию выращивания -- ростки растут в пластиковых ведерках, как в теплице, а пластиковое кольцо помогает проветривать корневую систему. Ежемесячно фирма продает около 100 комплектов, которые включают специально подобранный грунт, семена и описание технологии. Всего, по подсчетам Евгения Югова, в клиентской базе фирмы несколько тысяч клиентов, которые несколько раз в год приобретают такие наборы. В месяц компания получает 60 тыс. рублей чистой прибыли при трех штатных сотрудниках.
Здоровый бизнес
Бизнес на здоровом питании хотя и имеет своих клиентов, но очень ограничен -- приобретать экологически чистые продукты, другие полезные добавки регулярно готовы не более 5% петербуржцев, считает Игорь Каменев, гендиректор ООО «МК «Народная медицина». Именно такое количество горожан всерьез озабочено улучшением своего здоровья посредством питания.
По его оценке, перспективы у этого бизнеса очень хорошие, но развивается он крайне медленно. За последние годы произошел сдвиг.Например, в некоторых супермаркетах начали продавать ростки. Но на то, чтобы такой продукт пришел в большинство магазинов, уйдет не один десяток лет, считает Игорь Каменев. «В России пока актуальнее проблема выживания семьи и бизнеса, а не оздоровление. Культура здоровья оживает в морально здоровом обществе», -- рассуждает предприниматель.
Как подтвердила другой участник рынка, глава компании «Центр фунготерапии Ирины Филипповой» Ирина Филиппова, продукция ее производства -- биологически активные пищевые добавки из экстракта грибов -- по большей части экспортируется.
Объяснение этому она находит в развитой культуре потребления добавок за границей -- граждане Европы и некоторых стран Азии живо интересуются новыми препаратами для оздоровления. По ее словам, особый интерес наблюдается со стороны Японии: осенью фирма намерена создать российско-японское предприятие. «Благодаря этому удвоим площади производства до 10 тыс. м2, а годовой оборот должен вырасти с 36 млн рублей до 80 млн», -- прогнозирует владелица бизнеса, отметив, что часть препаратов предназначена для вывода радионуклидов.
На заметку
До 100 комплектов для проращивания продает ИП Югов Е.В. каждый месяц.
В США работают оздоровительные центры, клиенты которых 3 недели потребляют блюда из ростков. Курс обходится в $2 тыс.