Мамы сами берутся за сады

Автор фото: ДП
Умный малыш

Финансист и логопед (и по совместительству мамы) использовали нехватку детских садов для создания собственного дела. Беби–бум позволяет расширять направления бизнеса.

"Это наше первое собственное дело, неудобно его просто бизнесом назвать. По образованию я специалист по финансам", — рассказывает, сидя на детском стульчике, совладелица сети детских центров "Умный малыш" Алина Носова. Вместе со своею дальней родственницей (и логопедом по образованию) Анной Каминской они за 5 лет построили сеть из пяти центров, создав альтернативу государственным детским садам. За этот срок ежегодный оборот предприятия вырос до 5 млн рублей и обещает за 2011 год увеличиться до 7 млн рублей.
Первый детский центр предпринимательницы открыли в 2005 году в Выборгском районе. Идею подсказал дефицит детских садов в городе — в некоторых районах очереди состояли из сотен детей. Не имея никакого опыта, предпринимательницы строили свой центр интуитивно и в процессе учились на собственных ошибках. Например, на открытие первого центра у них ушел год, а в 2010 году пятый по счету был построен всего за месяц.

Сложнее дела обстояли с ремонтом и мебелью. Выяснилось, что производители срывают сроки, а также что многие строительные материалы (покрытие, краска) и оборудование не подходят для садов: быстро изнашиваются или ломаются. Кроме того, с опытом партнеры пришли к печальному выводу: на мебель и игровое оборудование наценка в городе составляет до 200%. "Когда научились выбирать, то стали сами для себя привозить все это из Китая", — рассказывает Анна Каминская. В результате с опытом расходы на открытие сократились с 2 млн до 1 млн рублей.

С 1995 года количество детских садов в связи с падением рождаемости сократилось почти на треть. Но в беби–бум в 2010 году в Петербурге родилось уже на 3500 детей больше, чем в 2009 году.

Всего же в прошлом году в городе родилось в 2 раза больше детей, чем готовы принять городские и частные детские сады (1020 государственных, более 20 частных, в том числе "Рост", "Кот в сапогах" и др.). Все это делает этот рынок привлекательным для предпринимателей. Например, как рассказала учредитель детских садов Нappy Nest Ирина Дембри, открывая новый садик, она не испытала никаких проблем с его наполнением. Поэтому учредители ООО "Умный малыш" решили заняться и таким направлением бизнеса, которое они освоили в процессе открытия своих садиков, как поставки под заказ мебели и игрового оборудования для новых детских садов, которые наверняка продолжат открываться. Также Анна и Алина намерены продавать свой опыт: брать новые проекты под управление и давать консультации желающим заняться этим бизнесом.

Кроме того, в планах бизнес–леди — сгладить традиционно низкий для этой ниши летний сезон и организовывать поездки за рубеж с детьми и родителями на каникулы. Пока родители наслаждаются отдыхом, за их чадами присмотрят уже знакомые им сотрудники частного детского садика.