10:5304 февраля 201110:53
43просмотров
10:5304 февраля 2011
Большинство из тех, кто сегодня получает бизнес-образование, считают его стоимость высокой. Те же, кто их учит, не всегда согласны с этим мнением.
Большинство специалистов высшего и среднего звена,
обучающихся на программах бизнес–образования, считают их стоимость высокой. Об
этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного на сайте www.begin.ru. Приемлемой стоимость
бизнес–образования является только для 21,84% респондентов, а низкой — для
5,75%.
Эксперты же российского рынка бизнес–образования разошлись
во мнении, является ли стоимость российских программ MBA конкурентным
преимуществом перед западными и соответствует ли средний уровень цен на
российские программы их качеству.
"С моей точки зрения, уровень цен на российские программы является их
конкурентным преимуществом перед западными (если не брать в расчет "Сколково").
Стоимость российских программ в среднем в 2–2,5 раза ниже зарубежных. При этом
никак нельзя сказать, что качество российских МВА–программ в 2–2,5 раза хуже
программ зарубежных", — считает Наталия Ипатова, заместитель директора Института
делового администрирования и бизнеса Финансового университета при правительстве
РФ.
"В данном контексте невозможно говорить о среднем уровне цен
на различные программы, поскольку разброс российских программ МВА по качеству и
стоимости огромен. Среди них есть как абсолютно некачественные программы, так и
программы высокого качества. При этом для программ нижнего уровня их стоимость
часто является чрезмерно высокой, если оценивать ее относительно цен на
программы МВА мировых рынков; для хороших же российских программ цена часто
оказывается ниже той стоимости, которую имеют мировые аналоги данных программ,
соответствующие российским программам по уровню качества. То есть качественные
программы МВА у нас имеют цену ниже того уровня, который мог бы быть
установлен", — комментирует Олег Виханский, декан Высшей школы бизнеса МГУ
им. М.В. Ломоносова.
"В целом, я думаю, это соответствует действительности,
-- оценивает результаты исследования исполнительный директор Открытой
школы бизнеса Сергей Федоров, -- ведь большинство людей воспринимает
бизнес-образование как "диплом для карьеры" и /или "теорию от гуру", а не как
"умение и навыки решения проблем", которые востребованы сразу и имеют реальную
ценность, особенно для руководителей. Конечно, на рынке не все программы могут
дать эту ценность, но такие программы есть — найти несложно".
"Цена за МВА выше 35 тыс. евро — это слишком, так как
сумма уже соизмерима с поездкой за образованием за границу, — поясняет
директор по дипломному проектированию Стокгольмской школы экономики Игорь
Дюков.— Дешевые программы -- просто пустая трата денег». В целом же Игорь Дюков
считает, что цены в России, учитывая качество бизнес-образования и способность
школ дать слушателям основы ведения международного бизнеса, завышены. Он
считает, что вопрос стоимости бизнес-образования нужно рассматривать, учитывая
уровень конкретной бизнес-школы и вид образования.
"В ведущих мировых бизнес-школах ценообразование ведется с
участием экспертов, на основе анализа как мирового, так и региональных
рынков. Лучшие бизнес-школы создают исследовательские центры, ведут
активную научную работу, участвуют в глобальных рейтингах и международных
ассоциациях. Все это не только увеличивает цену, но и поднимает ценность
конкретного диплома. Поэтому при оценке стоимости бизнес-образования нужно
принимать во внимание не формальную категорию продукта, скажем – "диплом
МВА вообще", а реальную позицию бизнес школы", - считает директор
Центра программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации по менеджменту ВШМ СПбГУ Артем Менумеров.
Центра программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации по менеджменту ВШМ СПбГУ Артем Менумеров.