Кто стоит за погромом на Манежной площади

Автор фото: Итар-Тасс

Футбольные фанаты, нацболы и представитель ДПНИ рассказали dp.ru о политической подоплеке скандала на Манежной площади, о том, кто за ним стоит и как еще используют футбольных фанатов.

Во вторник лидер движения "Россия молодая" Максим Мищенко возложил ответственность за произошедшее 11 декабря на Манежной площади на представителей "несистемной оппозиции".
Dp.ru связался с теми, кто был или мог находиться в этот день в эпицентре событий. Интересно, что практически все открестились от того, что именно они стали зачинщиками "народного бунта".
Глава Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) Александр Шпрыгин рассказал о возможной политической подоплеке истории.
"Безусловно там (на Манежной площади. — Ред.) собрались люди, которые бывают на футболе. Элита фанатского мира этого не организовывала и, более того, старалась от этого заранее отмежеваться. Потому что предполагалось, что такие варианты ни к чему хорошему не ведут.
Конечно, собравшись на Манежке, люди забыли истинную причину того, что произошло (собравшиеся пришли почтить память убитого 6 декабря в массовой драке Егора Свиридова — одного из лидеров фанатской группировки "Юнион"), и это перешло в некую политическую плоскость.
Безусловно не исключено, что различные политические силы, радикально настроенные экстремистские группировки могли это использовать в своих целях. Конечно, там были люди, которые хорошо знают психологию толпы. Ее (толпу) собирали, используя фанатское информационное поле, раскидывая сообщения по гостевым сайтам, форумам. Почему администраторы не удалили? Видимо, потому, что не видели в тех призывах, которые там шли, ничего опасного.
Конечно, была задача блокировать и не допустить. Но просто такая задача не стояла. Они (организаторы побоища на Манежной площади. — Ред.) должны были понимать, что они делают. Они оставляли свои контакты, создавали группы в социальных сетях. Думаю, что, когда они будут найдены, на многие недосказанности общественность получит ответы. Потому что все обратились за комментариями к фанатам, а фанаты к этому отношения не имеют. Они пришли раньше на Кронштадтский бульвар, чтобы дистанцироваться от политических сил. Намеренно не поехали на Манежку, потому что 8 годами ранее, когда там были другие события (8 лет назад во время трансляции матча Россия — Япония фанаты ее разгромили. — Ред.) все понимали, чем это может закончиться.
Фанаты и так под чрезмерно большим колпаком оперативных органов, и им тем более не надо лезть в такую гущу событий.
На вопрос, кто и зачем организовал побоище в центре Москвы, глава всех российских болельщиков предложил два возможных ответа. "Версий две. Либо это самотек полнейший. Толпа собралась и была неуправляема. Мимо шли какие–то кавказцы, которые думали, что находятся за спинами милиции, — гавкнули, гаркнули, и пошло...
Либо версия такая, что это инициировано сверху. Надо было показать волнение, чтобы закрутить гайки. После событий на Манежке восьмилетней давности все договорились о законе об экстремизме. Так равно и здесь — заговорили об инициировании закона о массовых мероприятиях.
Лидер петербургских нацболов Андрей Дмитриев считает, что погромы на Манежной площади — дело рук футбольных фанатов.
"Искать каких–то следов не надо — это самоорганизация фанатов. Не секрет, что многие фанаты придерживаются правых взглядов, особенно на низовом уровне. Они же являются националистами. Я бы не строил конспирологии. С чем это можно сравнить? Во время монетизации льгот в начале 2005 года, когда пенсионеры вышли на улицы, все задавались вопросом — как это они могли самоорганизоваться. Мы это дело анализировали и пришли к выводу, что пенсионеры — одно из самых организованных "комьюнити" в России. Здесь то же самое — фанаты это одна из немногих групп в российском обществе, сплоченная, обладающая большим количеством людей и разветвленной сетью. Вот и сработала самоорганизация фанатского сообщества.
Их никто не направлял — они никуда и не шли. Чисто теоретически можно было прорваться на Красную площадь. Ее прикрывало несколько десятков милиционеров. Лидер мог бы бросить клич, и они бы прорвались — поставили бы знамя "Спартака" на Мавзолей. Или к Государственной думе могли бы прорваться. Но они стояли на месте и не знали, что делать. Начали избивать инородцев. Причем процент погромщиков был совсем небольшой. Потом ОМОН их начал бить. Они начали отбиваться, кидаться елочными игрушками, но никуда не пытались пройти.
Конечно, тут есть элемент политики. Фанаты низового уровня в основном националисты. "Россия для русских" и т.д. Но не надо искать, кто их вывел. Понятно, что представители официальных фанатских группировок будут открещиваться, потому что им это невыгодно. Но мы видим проявление фанатского движения — в массе своей ультраправого.
Фанатов используют совершенно по–разному. Некоторые группировки власть покупала и использовала для нападения на оппозиционных активистов. В частности, есть такая группировка "Спартака" — "Гладиаторы". Они нападали на нацболов после собрания возле горкома КПРФ.
В Питере тоже были нападения. Общеизвестная история с Химкинским лесом. Там тоже наняли одну из фанатских фирм, использовали для разгона людей. Точно так же фанаты, люди из других группировок, выходили на "Русский марш", на Манежную площадь. В большей степени они настроены оппозиционно, но это не исключает такого вот коммерческого использования".
Представитель ДПНИ (Движение против нелегальной эмиграции) Алла Северная, которая была на Манежной площади в день погрома, утверждает, что акцию организовали " просто русские люди".
"Нельзя сказать, что там были только фанаты или только националисты. Называются некие фанатские фирмы, националистические организации. Мы знаем, что все это не так. Некоторые организации способствовали информационной поддержкой — ДПНИ, "Русский образ", "Русское общественное движение" — распространили по блогам, по форумам эту информацию (информацию о готовящейся встрече на Манежной площади. — Ред.). Различные фанатские фирмы, которые, возможно, и не хотят сейчас афишировать эту информацию.
Мы там были, мы были наблюдателями и оказывали юридическую помощь тем, кто в итоге пострадал. У нас есть адвокаты, юристы. Опять же — подъехать — передать какие–то вещи. Чтобы не было никаких нарушений.
В частности, был один случай: мы около отделения милиции ждали некоторых камрадов, и человек вышел и упал. Его увезли в реанимацию. Хотя туда он попал в совершенно нормальном состоянии.
Главная задача была почтить память убитого Егора Свиридова и выразить протест против того, что преступления этнического характера, то есть преступления выходцев с Кавказа против русских, не расследуются. Убийцы Юрия Волкова, других наших русских парней, не найдены. Хотели именно этого, я так считаю".
Кстати: В российских регионах стартует программа по переселению жителей Северного Кавказа в другие регионы. Авторы документа предлагают Центральным областям РФ принять на работу до 40 тыс. жителей Кавказского региона.