Петербург останется без грузового порта

Автор фото: "ДП"

Петербург перестает быть морской столицей России. Не так давно от перевода в город из Москвы штаба ВМФ отказалось министерство обороны, теперь стало известно, что из центра Петербурга выведут грузовой порт.

ФГУП "Росморпорт" начинает разработку стратегии развития
российских портов до 2030 года. В ней будет положение о полном выводе из центра
Петербурга портовых мощностей. Когда эта стратегия будет утверждена
премьер-министром РФ Владимиром Путиным (а случиться это может до конца 2011
года), петербургский порт может потерять федеральные инвестиции в развитие и
модернизацию. Несколько миллиардов рублей в год будет направляться не в нынешний
порт, а в перспективные районы в Бронке, Ломоносове и пр. Власти будут
стимулировать нынешних операторов порта переезжать на городские окраины или в
Усть-Лугу.
Главным рупором идеи полного выноса порта сейчас выступает
хорошо известный в Петербурге гендиректор "Росморпорта" Игорь Русу. Он возглавлял
ОАО "Морской порт
Санкт-Петербурга
" и ОАО "Компания Усть-Луга", хорошо
знаком со всей подноготной петербургского портового бизнеса.
Идея выноса порта из центра Петербурга обсуждается уже много
лет. Однако пока в основном предлагалось выводить лишь так называемые грязные
грузы. А контейнеры, которые считаются экологически чистыми, оставить в городе.
Но такой подход полностью дискредитирует всю идею, ведь и для жилья, и для новых
бизнес-центров одинаково плохо соседство как с металлоломом, так и с
контейнерами. "С точки зрения экологии высокотехнологичная перевалка
нефтепродуктов менее вредна, чем контейнерные терминалы, - считает Игорь Русу. - Они
обслуживаются тысячами грузовиков, и их выхлопные газы отравляют воздух.
Сейчас почти вся территория порта (300 га) принадлежит
городу и арендуется операторами порта на 49 лет. По подсчетам "Росморпорта",
только за счет услуг по перегрузке порт приносит арендаторам около $900 млн в
год.
Своими главными оппонентами при обсуждении этих планов Игорь
Русу называет операторов, которые хотели бы сохранить стабильное положение дел,
и городские власти, которые, по мнению федеральных чиновников, не готовы терять
статус Петербурга как морской столицы России.
Тем не менее Николай Асаул, глава
комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга, уверен, что, если весь
порт переедет в район Бронки, бюджет не потеряет доходов. "Это тоже город, тоже
наши рабочие места и налоги", - говорит он. Но если такой процесс начинать,
нужно быть готовым к тому, что он растянется на 10-20 лет.
Места на юге
Петербурга хватит далеко не всем. Самые интересные участки в Бронке и Ломоносове
уже заняты инвесторами, аффилированными с выходцами из силовых структур. И хотя
их проекты из-за проблем с согласованиями уже имеют неофициальный статус
долгостроев, вряд ли их удастся легко подвинуть.
К тому же юг города сильно ограничен - всего в паре
километров от берега начинается территория Ленинградской области. Как говорит
Игорь Русу, антагонистические позиции областных и городских властей сильно
мешают развитию транспортного узла в районе Бронки. Если операторы порта будут
покидать территорию Петербурга, городские чиновники станут сопротивляться
инициативе федерального центра.