Работающий в Петербурге финский гастроном "Стокманн" удивил своих поставщиков. От них потребовали назвать их отпускные цены для конкурента "Стокманна". "Это недопустимо в западных компаниях", — заявляют эксперты.
Петербургскую сеть супермаркетов "Лэнд" возмущают действия
будущего конкурента — финского гастронома "Стокманн", который пытается
узнать ее закупочные цены. Первый гастроном "Стокманн" в Петербурге должен
начать работать в одноименном торговом центре на пл. Восстания в ноябре этого
года. Однако участников рынка уже возмутило поведение компании.
По информации петербургской сети супермаркетов "Лэнд", в
качестве обязательного условия заключения договора закупщики "Стокманна" требуют
у поставщиков назвать их отпускные цены в "Лэнде". Это "Деловому Петербургу"
также подтвердили в крупной оптовой компании Петербурга. В "Стокманне"
информацию не прокомментировали, отметив, что все вопросы, связанные с закупкой
товаров, являются коммерческой тайной.
Гастроном "Стокманн" после открытия
станет прямым конкурентом "Лэнда" на рынке Петербурга. Сети будут работать в
одном формате — супермаркета премиум-класса. Кроме того, один из магазинов
"Лэнда" находится довольно близко от площади Восстания — во "Владимирском
пассаже". Руководство "Лэнда" условия, которые ставит "Стокманн" поставщикам,
называет некорректными. "Компания, которая планирует работать на петербургском
рынке, не должна так действовать по отношению к конкурентам", — считает
коммерческий директор сети супермаркетов "Лэнд" Светлана Андроникова.
По условиям договора поставки стороны не имеют права разглашать закупочные цены.
По условиям договора поставки стороны не имеют права разглашать закупочные цены.
Однако привлечь закупщиков "Стокманна" к ответственности,
если они предъявляют такие требования контрагентам, практически невозможно. В
"Лэнде" говорят, что их поставщиков вынуждают назвать цены устно, то есть не
требуют никаких документов с печатями. Фактически единственным ответом
поставщиков на такие требования может быть их отказ от работы с сетью. Однако
идти на это они, естественно, не хотят.
Участники рынка отмечают, что подобные прецеденты в ретейле
случаются крайне редко. "Тем более это недопустимо в западных компаниях", —
считает Дмитрий Чернов, генеральный директор ЗАО "Ренлунд Санкт-Петербург"
(управляет магазинами "СуперСива", принадлежит финской компании). Он
сомневается, что руководство финского концерна одобрило бы такие действия
закупщиков. Однако зачастую местные менеджеры зарубежных компаний принимают
решения самовольно, отмечает Дмитрий Чернов.
В начале этого года скандал, например, произошел в
российском подразделении шведской компании IKEA. Тогда с должностей сняли
генеральных директоров в Центральной и Восточной Европе и в России. Скорее
всего, они покинули посты из-за того, что разрешили своим сотрудникам давать
взятки, что шведское руководство IKEA строго запрещает.
Участники рынка признают, что знать закупочные цены в другие
сети хотят все ретейлеры. Однако для этого обычно используют другие приемы.
Некоторые, например, переманивают руководителей отдела закупок конкурирующих
сетей. Кроме того, сейчас на черном рынке ходит много накладных ведущих торговых
сетей, говорит генеральный директор компании "Infoline-Аналитика" Михаил
Бурмистров. По его словам, накладные часто копируют рядовые сотрудники отдела
закупок, чтобы заработать.