Вера Свиридова Все статьи автора
13 августа 2010, 00:00 279

Роли, которые выбирают

Отправляются на «Млечный путь» не космонавты, а офисные работники, бизнесмены, чиновники. К сожалению, а может быть, и к счастью, не совсем по-настоящему, а участвуя в деловых ролевых играх. Но самое интересное, что такие игры не только отдых для играющих в них, игры приносят компаниям вполне ощутимый доход.

Играют сегодня все -- от офис-менеджера до генерального директора, от компаний со штатом в 15 человек до крупнейших корпораций. Играют в офисах, на турбазах, в лесах и на городских улицах. Играют виртуально и реально.

Ежемесячно десятки менеджеров, которые еще час назад были обычным офисным планктоном, не в обиду им будь сказано, перевоплощаются в пиратов, шпионов, наркобаронов, контрабандистов, космонавтов и с горящими глазами и открытым ртом летают по необъятным просторам Вселенной, ищут клад, гоняются за секретными чертежами, перевозят оружие, сбывают фальшивые бриллианты и так далее, и тому подобное.

Ролевые деньги

На рынок деловых ролевых игр хлынули клиенты. Оказалось, что деловые игры приносят хороший доход и тем, кто их проводит, и тем, кто их заказывает. Главным локомотивом на этом рынке оказался экономический кризис.

В 2009 году количество заказов на проведение деловых игр выросло на 50%. В этом году, по оценкам экспертов, рост будет не меньше. Таков прогноз Евгения Мачнева, генерального директора компании «ЕВМ». «До кризиса компании держали отдельный бюджет на тренинги, отдельный -- на корпоративы и отдельный -- на оценку персонала. А целенаправленным заказом деловых игр занимались наиболее продвинутые -- те, кто понимал эффективность обучения через практику. С наступлением кризиса компании встали перед выбором: либо отказаться от чего-то одного, либо сокращать расходы сразу по всем направлениям, -- объясняет Евгений Мачнев. -- Нашелся компромисс, решение -- им стали деловые игры. Потому что они и обучение, и развлечение, и оценка персонала одновременно». Ирина Жук, директор управления по обучению и развитию ХК «Росгосстрах», не берется даже назвать количество деловых игр, которые они проводят в своей компании ежегодно. «Это десятки мероприятий ежегодно. Причем мы не только заказываем их проведение у внешних провайдеров, но и разрабатываем сами», -- говорит она.

Холдинг «Атлант-М» использует деловые игры, когда необходимо выявить навыки кандидата, которые невозможно определить методом собеседования. По мнению Надежды Бобровой, директора отделения управления персоналом холдинга «Атлант-М» в СЗФО, использование метода деловых игр особенно важно в кризис. «Нам необходимы сотрудники, которые умеют быстро адаптироваться, чтобы понять, насколько человек к этому способен в стрессовой ситуации или способен к работе со сложным клиентом. С помощью деловой игры мы ставим ему задачу, связанную с разрешением той или иной проблемы», --говорит Надежда Боброва.

Ролевые особенности

Если еще пару-тройку лет назад такой способ обучения и развлечения мог удивить, то сегодня он уже воспринимается как само собой разумеющийся. Ведь многие играют не только на работе, но и в свое свободное время. По мнению Евгения Мачнева, сами люди начали задумываться над тем, как сделать досуг интересным. Именно поэтому нынче так популярны «ночные дозоры», «сталкеры», «фотоохоты» и т.п. В привычку вошло проводить время за игрой. «Игры и деловые игры хороши тем, что позволяют людям разгрузиться и при этом овладеть навыками, которые можно получить только на практике. Но популярность в последнее время они завоевывают еще и потому, что люди стали ценить и экономить свое время. Они понимают: чем тратить время на изучение чужих знаний, они лучше приобретут их, образного говоря, пережив на собственной шкуре», -- добавляет Алексей Карпов, исполнительный директор консалтинговой компании Yappi Group.

С этим не поспоришь. Ведь деловая игра -- не просто интересный формат. Она обладает рядом неоспоримых преимуществ.

«Во-первых, если тренинг -- это знакомство с чужим опытом, то в деловой игре человек обретает свой. Во-вторых, тренинг -- это рациональный вид обучения, а игра -- еще и эмоциональный, -- считает плюсы ролевых игр Евгений Мачнев. -- Когда у человека в процесс включены оба полушария мозга, материал лучше запоминается и усваивается. В-третьих, в деловых играх люди работают с ситуациями, которые они создают сами в рамках игровой модели, и в разных ролях. А в рамках тренинга рассматриваются кейсы -- то есть ситуации, уже заданные тренером, и роли у всех одинаковые».

И еще, похоже, нет на свете человека, который не любил бы играть. Причем, как рассказывают специалисты, охотнее и с большим азартом играют те, чья работа особенно серьезна и ответственна: топ-менеджеры, банкиры, чиновники, железнодорожники.

Ролевая польза

Играя, человек в определенный момент теряет над собой контроль и проявляет себя, как говорится, во всей красе. «Мы используем деловые игры не только во время внешнего подбора кандидатов, но и во всевозможных кадровых конкурсах и мероприятиях по оценке персонала, -- рассказывает Надежда Боброва. -- Если говорить о результате, который мы получаем от использования данного метода, то в первую очередь это то, что ролевые игры максимально возможно снижают вероятность ошибки при выборе кандидата. Во-вторых, таким образом можно понять слабые стороны кандидата и учесть их при дальнейшей работе с ним. В-третьих, определить зону для развития сотрудника. В-четвертых, выявить ошибки, которые были допущены самой системой обучения, и исправить их». В ХК «Росгосстрах» деловые игры используют также, чтобы стимулировать сотрудников получать новые знания и навыки. «Или когда их надо освежить, или найти им новое применение для решения других сложных задач», -- говорит Ирина Жук.

Ролевая плата

Стоимость деловой ролевой игры обычно рассчитывается исходя из 3 тыс. рублей на одного участника. С одной стороны, немного, но когда в игре участвует одновременно до 100 человек, то проведение игры уже не выглядит дешевым мероприятием. Правда, при ее грамотном проведении результаты вряд ли разочаруют. В практике тренеров, например, часты случаи, когда после проведения игры в компании увеличивались продажи на 20%. У игр есть и своя оборотная сторона. По мнению Алексея Карпова, минус игр заключается в том, что есть категория людей, которые просто не успевают раскрыться и проявить себя во время игры, что стоит учитывать и работодателям, и самим участникам игр, и тренерам.

Ролевой рынок

Рынок деловых игр в Петербурге относительно молод, ему около 10 лет. В городе всего две компании, которые изначально позиционировали себя как фирмы, предоставляющие услугу «деловая ролевая игра». Это Recont (занимается этим с 2005 года) и «ЕВМ» (с 2003 года). Поняв, что игры сегодня все больше востребованы, в этот сектор резко ринулись те, кто никогда ими не занимался. Поэтому оценить реальный размер сектора сегодня довольно сложно.

Многие фирмы декларируют, что проводят деловые игры, но фактически никогда этого не делали. Настоящих профессионалов на этом рынке по-прежнему мало. Любая игра повышает тревожность играющего в нее, ведь человек попадает в стрессовую ситуацию.

«К сожалению, большинство тренеров так и оставляют участников в состоянии стресса. Мне доводилось выводить людей из конфликтных ситуаций, которые были результатом непрофессиональных действий тренеров. На рынке много тренеров, которые умеют и могут себя грамотно продать, а вот тех, кто умеет держать ситуацию, совсем немного», -- констатирует Алексей Карпов.

Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама