В порту Петербурга зреет коллапс из–за проверки таможни

Крупнейший контейнерный терминал петербургского порта — ЗАО "Первый контейнерный терминал" в ближайшие дни может остановить прием импортных грузов. Склады для их хранения переполнены. Причина — московская комиссия проверяет работу Балтийской таможни. Почти каждый контейнер открывается и полностью досматривается.

Пошла уже вторая неделя работы комиссии из центрального аппарата ФТС на Балтийской таможне. За это время скорость обработки контейнеров сократилась в 10 раз. Грузы стоят на складах в ожидании досмотра.
О том, что это полностью срывает сроки поставки грузов и приводит к заметным дополнительным тратам за хранение контейнеров в порту, "Деловому Петербургу" рассказали грузовладельцы.
В Северо–Западном таможенном управлении ФТС лишь подтвердили факт проверки. Причин проведения проверки в таможне не сообщают. Как передает ИАА Infranews, особый упор проверяющие делают на сравнении заявленной таможенной стоимости товаров с реальной. Практически по каждому контейнеру комиссия требует от инспекторов Балтийской таможни скорректировать таможенную стоимость декларируемых грузов.
"С 30 июня по 12 июля комиссией ФТС РФ проводится целевая инспекторская проверка деятельности Балтийской таможни по вопросам соблюдения норм таможенного законодательства РФ при таможенном оформлении и таможенном контроле", — таков официальный ответ отдела по связям с общественностью Северо–Западного управления.
Однако говорить о том, какие неудобства это приносит участникам транспортного рынка, там отказываются даже неофициально, предлагая назвать конкретные пострадавшие компании.
"Скажите их названия, и мы хорошенько разберемся, что там за проблемы", — предложил сотрудник таможни. Неудивительно, что ни один из участников внешнеэкономической деятельности не решился проверить, действительно ли ему помогут или, наоборот, прибавится проблем.
Так что на таможне считают, что все, что происходит в порту, — это "штатный режим". В комиссии всего пять человек, и как они могут помешать работе порта, непонятно, говорят таможенники.
Хотя проверка формально проходит на всей Балтийской таможне (она обеспечивает работу всего порта), однако особый упор делается на проверке крупнейшего контейнерного терминала ЗАО "Первый контейнерный терминал".
Коммерческий директор компании Андрей Богданов рассказал, что, по сути, каждый контейнер проходит двойную проверку. Сперва его проверяют сами сотрудники таможенного поста, у которых за спинами стоят проверяющие, а потом члены комиссии.
В итоге это резко затормозило процесс вывоза грузов из порта. 500–600 контейнеров в сутки приходится ставить на склад импортных грузов, так как они не успевают пройти оформление. С терминала выходит лишь около 50 контейнеров в день.
Емкость склада импортных грузов на ПКТ — около 12 тыс. контейнеров. Обычно он заполнен лишь наполовину. Сейчас там стоит более 10 тыс. контейнеров, и с нынешними темпами работы к концу недели принимать новые грузы он не сможет, а ПКТ придется отказаться от приема контейнеров со вновь приходящих морских судов.
"Наши попытки наладить диалог и как–то ускорить работу пока не увенчались успехом. От нас потребовали лишь предоставить дополнительных докеров для проведения ручного досмотра, ведь, по сути, они не только открывают каждый контейнер, но и каждую коробку внутри него", — рассказывает Андрей Богданов. Использовать для ускорения работы широко разрекламированные рентгеновские досмотровые комплексы, которыми таможенники обзавелись несколько лет назад, комиссия не соглашается.
В Северо–Западном таможенном управлении настаивают, что все, что сейчас происходит в ФТС, — обычные проверки в штатном режиме, лишь с немного более строгим досмотром. Надо ли, исходя из этого, ожидать, что нынешний порядок досмотра каждого контейнера сохранится и по завершении проверки, в управлении сказать затруднились.
Особняком стоит проблема рефрижераторных грузов, к примеру мороженого мяса. За их хранение с соблюдением технологических норм грузовладельцы должны платить в среднм $45–50 в сутки. Уже неделю простаивает около 1,5 тыс. рефрижераторных контейнеров, оценивают эксперты.
Кстати, примечательно, что буквально за неделю до начала проверки на Балтийской таможне о принципах работы ФТС РФ резко негативно высказался президент РФ Дмитрий Медведев.
"Повсеместно присутствуют избыточное регулирование, бюрократия, огромное количество нормативных актов, разрешений, лицензий, свидетельств о регистрации, технических требований. Естественно, что такой объем нормативных требований порождает... коррупцию", — сказал президент РФ.