31 мая в Петербурге: оппозиция прошла. Но не все дошли

Автор фото: Trend

Понедельник стал днем проверки слов Владимира Путина, который заявил, что в Петербурге все должно быть "по уму: с правом граждан выразить свое несогласие с политикой властей".

31 мая в Петербурге состоялась акция в защиту 31 статьи Конституции РФ. В оргкомитет акции вошли представители Правозащитного совета Петербурга, движений "Солидарность", "Объединенный гражданский фронт", регионального отделения партии "Яблоко", РСДСМ. В рядах "несогласных" также митинговали Борис Немцов и глава комитета Европарламента по правам человека Хейди Хайтола.
Акция состояла из двух частей. Начиная с 18 часов из метро "Гостиный двор" стали выходить митингующие. На улице их уже ждали милицейские кордоны и полсотни журналистов. На первом развёрнутом протестующими плакате было следующее: "Против платного образования и медицины. Недра народу, а не "Газпрому". Правительство в отставку".
У многих митингующих были футболки или значки с номером 31, кто-то держал в руках конституцию. Когда пространство перед выходом из метро заполнилось людьми и несогласные стали митинговать, милиционеры через громкоговоритель попросили всех разойтись.
picturegallery.f54800ec-3262-40c6-a10f-42e8edaf1b2c
Тогда, организованные группки молодых людей, по 3-5 человек, стали выкрикивали лозунги: "Власть против народа!", "Свободу заключённым!", "Свободу России!". Как только начинали звучать лозунги, за работу принимались стражи порядка. Они, работая локтями, протискивались к "несогласным", скручивали их и вели к автобусу.
Остальные присутствующие сопровождали действия правоохранительных органом свистом и криками "Позор". Так происходило раз 7. Среди "несогласных" были люди разных возрастов, с разным социальным статусом. Пенсионер, педагог Маргарита Ивановна, например, выкрикивала следующее: "Наш президент – юрист и должен уважать закон".
После того как служители закона заполнили протестующими 4 автобуса, активность несогласных понемногу стихла. Кто-то скинул с балкона "Гостиного двора" листовки которые гласили: "Пусть власти увидят, что нас не запугать, что мы не отступим, что мы готовы отстаивать свои права. "Место встречи изменить нельзя!" Мы предлагаем всем прийти в 19:00 на Дворцовую площадь".
Через минут десять пространство перед метро опустело. Автобусы увезли в отделение милиции порядка 50 человек.
Порядка 300 "несогласных", неорганизованно, по 2-3 человека, пошли на "Дворцовую". Активист Андрей Пивоваров оценил первую часть акции так: "Люди приходят и это хорошо! Здесь, около метро, нас было 350-400 человек, больше чем в прошлый раз. Милиции плевать на слова президента, и она поступает так, как хочет!"
Протестующий так же рассказал, что во время акции он дважды попадал под прессинг ОМОНа, но все же избежал поездки в отделение милиции: "У нас есть тактика - люди сцепляются между собой и перед автобусом бегут врассыпную. Мне удалось так сбежать!"
На Дворцовую площадь пришло больше тысячи "несогласных". Там их встречали Борис Немцов и глава комитета Европарламента по правам человека Хейди Хайтола, которая специально прилетела из Брюсселя. Их появление протестующие встретили аплодисментами.
picturegallery.a102f2ff-72ae-4eeb-bbdf-fdd3dbc22f70
Хейди Хайтола обратилась к присутствующим на английском, ее переводчиком стал Немцов. Глава комитета Европарламента по правам человека сказала: "Я восхищаюсь вашей смелостью. В этот момент в Брюсселе, Хельсинки и Праге многие солидарны с Вами. Мы сильно переживаем за то, что многие в России преследуется за политические убеждения. В Ростове-на-Дону мы будем поднимать вопрос Соколова, говорить об убийстве Магницкого".
На Дворцовой люди толпились около Бориса Немцова, который рассуждал о свободе, о том, что надо добиться вновь выбирать губернаторов, отвечал на вопросы "несогласных" и журналистов. Призывал не собираться на кухне, а делать это открыто и не бояться.
Через минут 15 у митингующих родилась идея прогуляться до "Медного Всадника", но выйти с "Дворцовой площади" оказалось не просто. Когда "несогласные" собрались перейти Невский, перед ними вырос милицейский кордон. Служители закона говорили: "Выйдете с Дворцовой, будем задерживать". Тогда Немцов предложил милиционерам пойти с ним прогуляться до Сенатской площади, не нарушая при этом правила порядка и дорожного движения – старший по званию милиционер промолчал и приказал пропустить колонну.
Во время прогулки по Александровскому саду неформальное общение с Немцовым "за жизнь" продолжилось. У памятника Медному всаднику "несогласные" разбились на группы по интересам. Кто-то читал обличающие власть стихи, кто-то слушал импровизированный концерт группы "СП Бабай", другие внимали Немцову, а активисты молодежного "Яблока" устроили "бодиарт", рисуя на лицах символику партии.
Не обошлось и без задержаний. В отделение милиции на УАЗике уехал "несогласный" с плакатом "Запрещено запрещать". Оценивая результаты акции
Борис Немцов сказал: "Я рад, что такое произошло, я думаю, что мы продолжим. Мне понравилось гулять по Петербургу, стоять напротив Конституционного суда. Я не понимаю, почему нас бояться, нас мирных спокойных людей?! Меня беспокоит то, что произошло в Москве, впервые милиция применила газ – это ужасно. В Петербурге большое количество людей было задержано – это недопустимо".
Постояв на Сенатской площади в атмосфере единения митингующие решили проводить Бориса Немцова до машины, которая ждала его неподалёку от Исаакиевского собора. Около 21 часа, Немцов поблагодарил "несогласных", попрощался, под аплодисменты сел в Ford и поехал выручать задержанных.