Украл и убежал

Художник Сергей Бугаев (Африка) о завершении стадии пиф-пафа.

Сергей Бугаев прославился в России благодаря «Ассе», но на Западе он известен прежде всего как художник, стоящий в одном ряду с Ильей Кабаковым и Олегом Куликом. Он чаще других представляет Россию на Венецианской биеннале, его картины покупают главные музеи мира. Сергей, в отличие от многих других, кто вместе с ним словом, музыкой и кистью менял страну в 1980-е, не изменил принципам: он и сегодня стебется над властью и вороватыми бизнесменами, как некогда стебался над ними сыгранный им мальчик Бананан.
Недавно режиссер Сергей Соловьев сказал, что перемен, о которых пел Цой, не состоялось, а произошла их фальсификация. Что вы по этому поводу думаете?
--Нельзя недооценивать того, что было сделано в 1980-е революционной группой, в которую входили Виктор Цой, Тимур Новиков, Борис Гребенщиков, Сергей Курехин и многие другие. Этот пассионарный сгусток, безусловно, повлиял на то, что в стране изменилась культурная среда. То, чего мы тогда хотели, произошло. Однако на смену нам пришли люди, которые почему-то посчитали себя хозяевами вселенной и развернули ситуацию. Страна добилась огромного успеха в сфере веселья и развлечений. Но то, что происходит в России, можно определить одним-единственным словом -- «регресс». В культуре произошло много полезных и важных вещей. Но происходит и много профанации, так как на ключевых позициях почти во всех отраслях стоят люди, которые раньше успешно занимались уничтожением советской промышленности. Надеяться на то, что сегодня эти же люди что-то будут восстанавливать, по-моему, крайне глупо.
Визуально, кроме рекламных плакатов, в нашей действительности мало что изменилось. Потому что нынешние власть и бизнес уделяют крайне мало внимания культуре. Советская власть гораздо более интенсивно, эффективно и качественно занималась проблемами искусства. В 1930-е годы, когда американская братва методом пиф-пафа решала свои экономические проблемы, там тоже не особо интересовались искусством. Сейчас в России, я надеюсь, происходит завершающая стадия пиф-пафа. Сможет ли она трансформироваться в культурный процесс, сложно сказать. Цивилизация России сейчас застряла где-то в переходном периоде. Причина -- качественный состав правящих элит. Правящие элиты формируются из людей, с которыми зачастую вообще нет смысла разговаривать о культуре. Они полностью затушили тот импульс, который породили пассионарии в 1980-е. Тогда было желание творить, созидать, трансформировать реальность. До какой-то степени мы это сделали, но потом столкнулись с полным непониманием со стороны правящей элиты -- группы Бориса Пьяного. Этот стиль по инерции перешел к последующим поколениям политиков. Они никаким образом не закрепили себя с какими-то эстетическими или художественными направлениями. Все культурные вопросы в стране решает один человек -- Зураб Церетели. И может быть, оно и неплохо... Если не думать о тех, кому сегодня 15-16-17-18. Им сегодня нет места в культурной иерархии. Они изгои. И Петербург -- не исключение. Прибавка «культурная» к слову «столица» -- чистой воды профанация.
У меня впечатление, что и сами художники больше не хотят перемен…
--Скорее всего, не хотят. Большинство наших художников стали бесплатной прокладкой под развлекающийся класс нуворишей. Но надо понимать, что в стране появились новые типы запретов. Это не цензура, это современная форма диктатуры в отношении культурных проектов и их авторов. Я имею в виду не тех людей, которые, чтобы выжать из власти деньги, манипулируют искусством, а тех, художников, которые занимаются развитием свободного мышления в рамках свободного сообщества.
Но почему на Западе бизнес считает престижным инвестировать в культуру?
--Большинство наших бизнесменов по-прежнему живут в России по принципу «украл и убежал». Здесь они хотят хорошо заработать, но осесть предпочитают в нормальных культурных условиях. Поэтому многие российские бизнесмены очень активно участвуют в культурных процессах Запада.
Вы входите в редколлегию «Таврического журнала психиатрии». Какой диагноз поставите современному россиянину?
--Тут широкий диапазон патологий. Но главное заболевание -- это, безусловно, шизофрения. В рамках психиатрической ассоциации мы затрагиваем эту проблему. Затрагиваем ее и в рамках художественных проектов, но результаты не доходят до широкого потребителя, потому что есть много пугливых людей (например, редактора всех ТВ-каналов, которые считают, что нельзя допустить, чтобы население чего-то испугалось). Хотя я не очень понимаю, чего народ может еще испугаться после десятилетия наблюдения по ТВ торговли детьми, органами и властью.
Кстати, цепляние за власть -- это тоже патология. Старая гвардия правителей не понимает, что пришло время освобождать пространство. На примере Лужкова это хорошо видно. Но если не будем уступать место молодежи, доверять ей, то не будет и перемен. Очень многим молодым художникам-россиянам сейчас доверяют в странах Европы гораздо более серьезные деяния, чем на Родине, в России.
Иногда гитара эффективнее ракеты «Томагавк». В России будет такое время?
--Может быть. Но если все же дело дойдет до ракет, то лучше, чтобы они были направлены не на внутренние процессы. Умный правитель старается поменьше ударов наносить по телу собственной страны. У нас же по-прежнему распространена практика причинения боли себе: если америкосы мочат где-то там, то мы мочим своих и у себя.
Почему в современном обществе не стало героев для подражания?
--Деятели культуры и искусства оказались слабовольными, а золотой телец -- сильным. Кроме того, тотальный контроль информационной среды не позволяет появиться этим героям. В рамках киберпространства они существуют, но в большинстве случаев это сфальсифицированные герои. Надежда на то, что Интернет станет зоной свободы, -- одна из иллюзий, ни о какой свободе не идет речи, всё и там подконтрольно и бизнес-ориентированно. Тот, кто поверил в свободу Интернета, -- человек, который сам себя обманывает. Но кто сказал, что обманывать себя -- это плохо?