Нужно уметь долго ждать

Мои панорамные фотографии, выставленные сейчас на аллеях Верхнего сада в Петергофе, являются частью работы «Сады мира», которая вела меня через сотни садов в 23 странах, на всех континентах. Я имел неслыханную роскошь посетить по своему выбору сады знаменитые и не очень, общественные и частные.

В результате иногда длительных переговоров я мог там работать в свое удовольствие, завоевав доверие хозяев. Часто в идеальных условиях, чувствуя себя там как дома, так как имел полную свободу передвижений. Я работал, если процитировать Виктора Гюго, и на рассвете, когда белеют поля, и в час спокойствия, когда львы уходят на водопой.
Как это ни странно, но чтобы сфотографировать сад, в какой бы точке мира он ни находился, нужно выполнить одни и те же требования. Вначале нужно как можно лучше узнать это место (дорожки, перспективы и так далее) и ход солнца -- как, в какие часы и при какой погоде оно подчеркивает ту или иную часть сада. Качество каждой фотографии зависит от условий, которые меняются изо дня в день. Часто меня одолевали мысли, что лучше стоило бы прийти сюда еще накануне или воспользоваться неярким светом, позволяющим найти места с особым душевным покоем, что нужно было прийти без фотоаппарата, что не нужно делать эти часто неудовлетворительные первые фотографии. Но если вы изучите местность во всех направлениях и во все времена суток, становится возможным запрограммировать кадры. Можно определять наиболее благоприятные метеоусловия и часы для съемки, иногда пометив, что нужно вернуться сюда завтра, но на четверть часа раньше и взять метр в сторону. Или прийти в следующем году, но на неделю раньше.
Нужно уметь долго ждать, а затем действовать очень быстро. Условия, благоприятные для фотографии, порой совмещаются не более чем на четверть часа. Нужно перемещаться, избегая фатальных следов ног на росе или снегу или шума гравия, чтобы не разбудить сад, который спит, и не вспугнуть козленка или лису, втягивающих носом свежий воздух.
Обстановка сада неподвижна и в целом неизменна. С утра и до вечера там не происходит ничего значительного, за исключением цветения цветов и движения солнца и облаков. Поэтому именно облака влияли на мои снимки, позволяя уловить атмосферу. Быть может, моя работа вызовет в зрителе желание посещать сады и -- кто знает? -- изобразить один из них.
Ален Ле Токен, фотограф