Ренессанс эпохи просвещения

В петербургских барах все чаще можно встретить людей, которые пришли не пить пиво, а обогащаться знаниями. Именно так поступают истинные приверженцы формата эдьютейнмент.

Эдьютейнмент — это новый формат передачи знаний. Его последователи нашли альтернативу скучным лекциям. Вместо аудиторий — прокуренные бары и галереи в лофт–проектах, вместо университетских преподавателей — модные дизайнеры, предприниматели и западные ученые, а вместо бумажного расписания — анонсы в Интернете.
При этом организаторы публичных лекций не претендуют на роль проводников системного знания. Их цель — не конкурировать с университетами за студентов. Они стремятся дать жителям мегаполисов возможность обмениваться востребованными в условиях новой экономики знаниями, практиковать теорию непрерывного обучения.
Охотники за знаниями
В Россию мода на образовательные лекции в развлекательном формате пришла благодаря Данилу Перушеву и Аскару Рамазанову. В апреле 2009 года они запустили некоммерческий проект «Теории и Практики» (tandp.ru).
Созданный по образу и подобию популярного среди гламурной молодежи и хипстеров портала LookAtMe, он публикует анонсы для «ботаников». В центре внимания — лекции, семинары и мастер–классы на тему науки, искусства, дизайна, технологий. Лучшие из них снимают на видео. На сайте выложено около 50 лекций. Посетители сайта также могут внести свой вклад в борьбу с мгновенно устаревающими знаниями, разместить анонсы лекций и семинаров, организовывать мероприятия.
Пока эдьютейнмент распространился только в Москве и Петербурге. Каждый день в столицах анонсируется 10–15 событий. Лекций проходит так много, что даже самые заядлые охотники за знаниями иногда не могут решить, куда пойти.
В роли звездных лекторов в Москве уже попробовали себя модельер Денис Симачев и предприниматель Вадим Дымов. Петербургские бизнесмены пока не рискуют выступать с лекциями в барах, но уже в следующем году их отношение к такого рода общению может измениться.
18 минут о главном
Образовательные лекции в формате лайт давно популярны на Западе. Уже 24 года организаторы конференции TED (Тechnology, Entertainment, Design), которая проходит под лозунгом «Идеи, достойные распространения», приглашают специалистов в области технологий, развлечений и дизайна и дают им 18 минут, чтобы прочитать лекцию и рассказать о том, что изменило их мировоззрение.
Как показала практика, этого времени вполне достаточно, чтобы показать презентацию и рассказать о самом главном, например о том, как предотвратить глобальное изменение климата.
В разное время на TED выступали сэр Кен Робинсон (Ken Robinson), политик Альберт Гор (Al Gore), редактор Wired Крис Андерсон (Chris Anderson). Видеовыступления лучших в мире спикеров можно посмотреть на сайте ted.com. За 3 года его просмотрели больше 50 млн раз.