Конституционному суду отвели роль могильщика смертной казни

Автор фото: Trend

Конституционный суд принял к рассмотрению дело о смертной казни. До конца года он должен определиться: отменить казнь навсегда или отложить решение вопроса еще на некоторое время.

Рассматривать вопрос, вернется ли с 1 января 2010 года в Россию смертная казнь, члены Конституционного суда (КС) собрались в полном составе. Председательствовал на заседании глава суда Валерий Зорькин. Ни один из участников процесса, включая представителя Министерства внутренних дел, за смертную казнь не высказался.
Представитель российского правительства в КС Михаил Барщевский и уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин призвали судей войти в историю: признать, что такого наказания, как смертная казнь, в России нет и не будет. По мнению Барщевского, это можно сделать несколькими способами, например, КС может обязать Госдуму ратифицировать протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека (он предусматривает отмену смертной казни и ждет ратификации с 1999 года).
Помимо этого, по словам Барщевского, у суда есть уникальная возможность поставить точку в вопросе о неприменении в России смертной казни: он вправе признать, что 20–я статья российской Конституции исполнена (эта статья предусматривает, что смертная казнь применяется как временная мера впредь до отмены). "Суд может признать, что это "впредь до отмены" уже наступило", — заявил Барщевский.
Доктор юридических наук Елена Виноградова, представляющая в КС Совет Федерации, подчеркнула, что пожизненное наказание в российских тюрьмах страшнее, чем смертная казнь. Она привела статистику: 60% учреждений пенитенциарной системы в России были построены до 1917 года, а 20% — до 1941.
Аргументы о том, что против отмены смертной казни выступает, по разным данным, от 60 до 70% россиян, парировал Владимир Лукин. Он привел данные о том, что в странах, отменивших у себя этот вид наказания, количество противников этой меры до отмены было примерно таким же, но уже через год после нее за возврат казни выступало всего 10% жителей.
Впрочем, судьи отнеслись к своей исторической миссии сдержанно. Член суда Владимир Стрекозов даже поинтересовался у участников заседания, почему же тогда протокол об отмене смертной казни до сих пор не ратифицировала сама Госдума, а никто из субъектов законодательной инициативы (например, президент или правительство) на этом не настоял.
Как признался представитель президента в КС Михаил Кротов, это не происходит потому, что нет уверенности, что Госдума указанный протокол ратифицирует. Она несколько раз откладывала его ратификацию, объясняя это неготовностью общества.
У Конституционного суда есть и возможность вынести формальное решение. Несмотря на то что с 1 января 2010 года суды присяжных заработают по всей России (ранее КС обосновал мораторий на смертную казнь тем, что они действуют еще не во всех регионах), применение этого вида наказания, по мнению юристов, будет противоречить нескольким международным документам, в частности Венской конвенции. Однако такое решение КС будет означать, что вопрос о смертной казни лишь откладывается.
Решение по вопросу о смертной казни в суде обещают вынести до конца года.