2008 год был самым успешным за всю историю российского авторынка. Вернуться к показателям прошлого года можно будет не ранее, чем через 3-5 лет.
Такой прогноз сделали аналитики агентства "Автостат" в своем
отчете "Автомобильный рынок России – 2009". Аналитики констатируют, что 2008 год
был самым успешным за всю историю российского авторынка. За прошедший год на
территории нашей страны было собрано почти 1,8 млн. автомобилей и автобусов.
Этот результат совсем немного не дотянул до лучших показателей «советского
автопрома» конца 80-х годов, когда СССР занимал 7 место в мире по выпуску
автомобильной техники.
Объем продаж 2,81 млн. новых легковых автомобилей позволил
обойти такие страны как Великобритания, Италия, Франция и Бразилия. По итогам
2008 года Россия по емкости авторынка поднялась на второе место в Европе и пятое
в мире! Это лучший показатель за всю историю нашей страны. Впереди были только
рынки таких стран как США, Китай, Япония и Германия. ъ
К сожалению, уже в начале 2009 года мы вновь откатились на
пятую строчку в Европе и девятую в мире. Причем если нынешние тенденции
сохранятся до конца года, то российский рынок рискует вообще вылететь за пределы
первой десятки.
В своем итоговом исследовании специалисты аналитического
агентства «АВТОСТАТ» прогнозируют восстановление российского авторынка до уровня
2008 года лишь через 3-5 лет. Так, согласно оптимистическому сценарию объем
продаж новых автомобилей в 2,8 млн. единиц будет достигнут к концу 2011 года.
Пессимистический сценарий говорит о том, на параметры прошлого года будут
достигнуты не ранее 2013-2014 годов.
По словам директора агентства «АВТОСТАТ» Сергея Целикова, на
развитие авторынка в среднесрочной перспективе будут воздействовать две основные
силы. С одной стороны в России ухудшается общая экономическая обстановка, растет
безработица, снижаются реальные доходы населения, практически обвалился рынок
автокредитования, и потребители испытывают неуверенность в завтрашнем дне. С
другой стороны автомобилизация населения еще достаточно низка. По последним
данным на каждую 1000 россиян сейчас приходится лишь 225 легковых автомобилей,
что в 2-3 раза меньше, чем в европейских странах. Кроме того, парк автомобильной
техники у нас более старый, чем во многих развитых странах.
«Средний возраст 12 лет, тогда как в европейских странах он
колеблется в диапазоне от 7 до 10 лет. Почти половина парка ТС находится в
возрастной категории старше 10 лет, а 15-20% парка вообще требует немедленной
утилизации», – говорит Сергей Целиков. По его мнению, сейчас нужны быстрые и
решительные действия правительства по поддержке российского авторынка. Причем
озвученных мер поддержки отечественного автопрома сейчас недостаточно.
«Нашему правительству нужны более активные действия,
аналогичные тем, которые проводятся в Европейских странах, а также в странах
БРИК – Китае, Индии и Бразилии, где рынки уже показывают восстановление или
рост» – заключает эксперт.