Президент финской корпорации SOK Retail International Веса Пуннонен, занимающийся 9 лет развитием розничного бизнеса в корпорации SOK в Финляндии и в странах Балтии, теперь сосредоточился на развитии российских проектов. О работе с испортными товарами, перспективах, изменении поведения покупателей в российских и финских магазинах Prisma, и о развитии российского розничного рынка Веса рассказал в интервью "Деловому Петербургу".
"ДП": Пришлось ли вам в условиях кризиса скорректировать планы по
открытию магазинов в России?
В.П.: Планы мы не меняли. Мы к 2015 году хотим иметь 15-20
гипермаркетов Prisma в России, инвестиции в проект составят 500 млн евро.
Буквально недавно мы подписали договор аренды для размещения нашего четвертого
магазина Prisma в Петербурге. Он будет расположен в торгово-офисном центре
"Лидер", на площади Конституции. Мы займем место магазина "Гроссмарт". На 2009
год программу по открытию торговых точек выполнили, хотели открыть три-пять
магазинов, откроем четыре. В будущем планируем открывать не менее двух магазинов
ежегодно. Сейчас мы намерены сосредоточиться на размещении магазинов на
арендованной площади.
В.П.: На первых переговорах никто не снижает ставки, но
потом цены становятся более реальными. Есть еще и такой момент: арендодатели,
которые не хотели с нами работать, взяли других арендаторов, которые теперь не
могут оплачивать эти ставки. В результате владельцы или управляющие торговой
недвижимости вновь возвращаются к нам. Они понимают, что мы не ставим перед
собой сверхцели, а рассчитываем на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество.
Мы, как настоящая финская компания, намерены не спеша развивать свой бизнес в
России.
Читайте также:
Финны откроют Prisma в Петербурге, забыв о кризисе
"ДП": Российские ритейлеры отмечают, что потребители стали покупать
больше дешевых продуктов: в частности, покупатели переходят с более жирного
молока на менее жирное, чаще стали покупать дешевые сорта макарон. Вы
пересмотрели ассортимент в магазинах?
В.П.: У нас есть дешевые продукты и наша цель увеличить эту
категорию товаров. Но это наблюдается не только в России, но и в Европе. Пока
сокращения ассортимента не планируем. Наоборот, мы оставляем на полках
товары более высокой ценовой категории, но добавляем количество более дешевых
товаров. Такая же политика и в финских магазинах.
С другой стороны, у нас есть и другая категория покупателей,
которые приходят к нам именно за финскими продуктами. И спрос на эту продукцию
все равно продолжает расти. У нас доля импорта на полках в сети
составляет
примерно 35%, из которых 25% мы сами возим из Финляндии. Сейчас работа с
импортными товарами – это большое искусство, потому что надо удержать цены.

"ДП": Не собираетесь отказываться от импорта или сократить его долю?
В.П.: Тут очень важно соотношение цены и качества. Есть
добросовестные поставщики российских товаров, а есть и не очень. Тут надо
проводить с ними очень большую работу.
"ДП": В условиях падения реальных доходов населения говорить о
сокращении среднего чека вряд ли приходиться, так как цены растут. Но поведение
покупателей как-то меняется?
В.П.: Мы только развиваемся, и у нас объективной картины
нет. Но поведение покупателей в условиях кризиса, конечно, меняется. Они стали
более избирательны, четко смотрят, что покупают. В Финляндии цены на продукты
тоже растут, но не так быстро как в России. За последние 6 месяцев они выросли
на 8%. В Финляндии есть национальная колбаса в виде петли, она недорогая, так
как содержит меньше мяса по сравнению с другими сортами. Она продается в
упаковке по 400 гр и стоит чуть более 2 евро. Так ее продажи в период кризиса
резко выросли.
Из этой колбасы можно приготовить несколько простых блюд.
Можно отметить, что растут продажи продукции private label и здесь и в
Финляндии. Однако, тут важно соотношение цены и качества. Мы пробовали в
Финляндии делать акцент только на дешевую цену, но продукт не пошел, так как
снизилось его качество. Сейчас доля товаров private label составляет в
российских Prisma 10%, к концу года хотим увеличить ее до 20%. Большая часть
товаров под частной торговой маркой размещается на финских предприятиях и
ввозится в Россию.
"ДП": Эксперты и аналитики прогнозируют, что в 2009 г в России
обанкротятся 100-150 розничных сетей. Действительно, стоит ожидать массовых
банкротств?
В.П.: Трудно сказать по количеству, сколько именно сетей
обанкротится. Но я думаю, что их будет много. В России и раньше продавались
сети, а сейчас таких предложений стало больше. Многие из них в очень плохом
состоянии. Например, мы сейчас ведем переговоры с владельцами двух гипермаркетов
– они хотят либо перепродать права аренды, либо полностью помещения. Кроме того,
предложения о продаже были еще от 5-7 гипермаркетов.
Сейчас много предложений о продаже магазинов, но чаще всего
они расположены в таких ужасных местах, что нам это просто не интересно. При
желании в Петербурге сейчас можно открыть и 20 торговых точек. Но мы хотим вести
свой бизнес контролировано и открывать магазины в тех местах, которые нам
подходят. Мы не нацелены на то, чтоб нахватать сейчас дешевых объектов, а потом
не знать, что с ними делать.
"ДП": Сеть "Лента" не предлагала вам некоторые свои магазины в
Петербурге?
В.П.: Нет, "Лента" нам ничего не предлагала. У нас уже
спрашивали, интересует ли нас эта сеть с точки зрения покупки. Нет, не
интересует, потому что их формат отличается от нашего. Однако, если говорить об
отдельных торговых комплексах "Ленты" в городе, то мы готовы рассмотреть
предложения о покупке.
"ДП": Как считаете, российский розничный рынок покажет рост в 2009
году?
В.П.: Я думаю, что в рублях рынок немного вырастет, так как
растут цены. Но в натуральном выражении, в штуках, рынок упадет. В Европе уже
видно, что в количественном выражении объем розничного рынка падает. То же самое
наблюдается и в странах Балтики.
"ДП": У корпорации
есть необходимость в настоящее
время в заемных средствах? Под какой процент в среднем выдаются в Финляндии
кредиты ритейлерам?
В.П.: Да, нам придется занимать деньги. И, несмотря на то,
что нашей корпорации почти 100 лет, для нас, также как и для других финских
компаний, стоимость финансирования существенно выросла. Точную ставку назвать
сложно, все зависит от того, кто и у кого занимает. Но в Финляндии она
существенно ниже, чем в России – не более 10%.
"ДП": Эксперты отмечают, что в России порядка 80% магазинов
неликвидны: непонятная стратегия развития, слабая концепция, низкий уровень
стандартов. Вы согласны с этим?
В.П.: Трудно сказать какой процент сетей неликвиден. Я бывал
в разных городах России, смотрел, как работает розничный рынок. Видел магазины в
таких местах, что часто не понимал, думал ли собственник о проходимости, когда
открывал объект? Создавалось впечатление, что владельцы открывали торговые точки
ради их количества. Еще год назад в России был настрой – строить где угодно, и
при этом все можно было сдавать в аренду. Такая же тенденция наблюдалась и в
Петербурге. Все старались открыть как можно больше гипермаркетов. А сейчас все
думают об эффективности.Амера Карлос