Лхаса. Город-калейдоскоп

XIV Далай-Лама

У городов, как и у людей, есть свое лицо и свой характер. Кто-то создан для постижения науки, кто-то для любви, кто-то творит, а кто-то испытывает на прочность. Есть на земле город, который отличается от остальных – Лхаса, главный гДворец Поталаород Крыши мира.

Потала Потала
Интернет. Записки путешественника
Первый раз я посетил Лхасу в 1986 году. И с этого момента мечтал вернуться. Темная, ухабистая дорога, ведущая к таинственному городу, по которой медленно шел одинокий монах в ярких шафрановых одеждах – было первое, что я увидел в Лхасе, увидел и запомнил на всю жизнь.
Город монахов и простых бедных людей поражал своей тишиной. Здесь время как будто замерло, предлагая тебе забыть повседневную суету больших городов и увидеть небо и горы, детей, играющих в пыли и добрые лица стариков. Здесь не беспокоил шум автомобилей. В городе царствовала тихая задумчивость.
Куда бы я ни пошел – любоваться монастырями, купить сувениры, просто пройтись по улицам – меня сопровождал Далай-Лама: его изображение было везде, как дань уважения и почитания простых людей.
Именно здесь я понял, вернее не понял, а смог почувствовать, что в жизни есть нечто большее, чем карьера, материальное благополучие, вечное стремление быть первым. Это место щедро одарило гармонией с самим собой. Конечно, мне хотелось вернуться.
И вот 2007 год. Я подъезжаю к заветному городу. Асфальтированная восьмирядная дорога без единой выбоины, освещенная множеством фонарей, неоновых рекламных щитов. Высотные здания возвышаются на месте одноэтажных жилищ. В городе кипит жизнь. Развлекательные и торговые комплексы, гостиницы, бутики известных мировых марок, кажется, не прекращают свою работу ни на секунду. А я-то надеялся увидеть монахов, стада яков, мирно пасущихся между домишками простых тибетцев. Засыпая в своем номере комфортабельной гостиницы в старой части Лхасы, я думал, неужели того загадочного, тихого, умиротворяющего города большеЛхаса. Город-калейдоскоп нет?
Утром я прошелся пЛхаса. Город-калейдоскопо незнакомым вновь отстроенным улицам, заглянул в магазинчики сувениров. И сам не заметил, как очутился на улице Баркхор, рядом с храмом Джокханк. Зайдя в монастырь, я, как будто попал в прошлое. Аромат благовоний, изображения Будды, тишина, даже огромный кот, растянувшийся на древних плитах дали мне ответ на мучивший вопрос. Та Лхаса, о которой я так долго тосковал, все еще здесь. Она, как девушка, стесняясь наплыва незнакомых людей, прикрыла лицо шафранным покрывалом, но ее тихая улыбка не стала от этого менее умиротворенной, просто теперь не всякий может ее увидеть.
Газетная заметка
Лхаса, столица Тибетского автономного района, еще недавно такая далекая от всего мира, сегодня переживает настоящий туристический бум. Местные гостиницы, а их в городе немало, постоянно заполнены на 80%. Чиновники связывают такой небывалый интерес к этому высокогорному городу с тем, что построено новое шоссе, создан авиамаршрут, а 1 июля 2006 года запущена Цинхай-Тибетская железная дорога. Все эти магистрали прочно связали Лхасу с внутренними районами Китая, что сделало ее привлекательной для туристов. По прогнозу специалистов после открытия движения по железнодорожной магистрали, в Лхасу будут ежедневно прибывать 5-6 тыс. человек, и число туристов ежегодно будет возрастать на 15-20%. В связи с этим дворец Потала, находящийся в реестре объектов мирового культурного наследия, переживает новую проблему: огромный поток посетителей. Поиск эффективных мер, позволяющий одновременно защитить памятник культуры и удовлетворить потребности посетителей, стал первоочередной проблемой тибетских ведомств по охране памятников культуры. Например, планируется закрыть для посещения некоторые залы дворца, чтобы сократить время пребывания в нем туристов.
По словам представителя Комитета по делам развития и реформ Тибетского автономного округа, туристический бум не оказывает серьезного влияния на ценообразование в округе и в его столице Лхасе в частности. Стоимость входных билетов в музеи и парки, гостиничные номера, продукты, предметы обихода в основном находятся на прежнем уровне.
Энциклопедия
Лхаса – город в Китае, административный, культурный центр Тибетского автономного округа. Расположен на Тибетском нагорье на высоте 3650 м, в долине реки Джичу. В городе имеются предприятия различных отраслей промышленности. Окрестности Л. являются основным сельскохозяйственным районом Тибетского нагорья.
Алхимическая столица
По-моему, ни один город мира не обладает таким количеством историй о тихом, может быть незаметном служении другим – будь то люди или вера, или храм. Известно, что в ХVII веке Пятый Далай-Лама решил построить на месте домика для медитаций храм. Он должен был стать резиденцией Далай-Ламы и символом Тибета. Строительство еще не окончилось, когда правитель почувствовал свою скорую смерть. Понимая значимость сооружения для тибетцев, Далай-Лама распорядился скрывать факт своей смерти от всех, дабы строительство храма не было остановлено. Тринадцать лет смерть правителя оставалась тайной, пока возведение Поталы, которая по сей день остается симвXIV Далай-Ламаолом Лхасы, не было завершено. XIV Далай-Лама
История Кармапы – сознательно перерождающемся Ламы Тибета так же очень необычна. Они воплощают собой активность всех Будд, и проявляют именно те качества, которые необходимы сегодня. Ребенок, доказавший своими качествами и признанный учеником предыдущего Кармапы, перерождением Ламы, становится для буддистов символом веры. Нередко на его долю выпадают тяжкие испытания, но он принимает судьбу и служит своему делу и народу до конца жизни.
Улицы, дома, воздух хранят в себе энергию тихого служения своему делу, без показухи и шума. Люди умирают, а их сила остается на этих улицах. Именно здесь можно почувствовать, как что-то или кто-то помогает тебе обрести покой и измениться, победив в себе то, от чего хотелось отказаться.
Исторический очерк
Европейцу беспрепятственно попасть в Лхасу – легендарную столицу Тибета (ныне Тибетского автономного округа) – стало возможно лишь в ХХ веке. До этого строгие законы запрещали чужакам посещать Тибет и хранили таинственную страну от посторонних взглядов. В переводе с тибетского "лхаса" означает "место богов" или "священное место". Это самый высокогорный город в мире, он находится на высоте 3650 м над уровнем моря.
Столицей Тибета Лхаса стала при Сонгцене Гампо (тиб. srong btsan sgam po) (604-650) - тридцать третьем царе Ярлунгской династии Тибета. По-видимому, до этого на месте Лхасы существовало укрепленное поселение. Имя Сонгцена Гампо окружено множеством легенд и фантастических историй. Считается, что именно он принёс в Тибет буддизм. Во время его правления в Лхасе был построен монастырь Джокханг, где размещаются главные религиозные святыни, в частности статуя Будды, привезенная в Лхасу одной из жен царя Вэнь-чэн. Во время правления Сонгцена Гампо между Китаем и Тибетом царил мир (правда перед этим ему пришлось провести успешную военную операцию против китайцев). Кроме того, этот царь отправил в Индию своего посланника, который на основе индийского бенгальского письма разработал национальный тибетский алфавит, и у тибетцев появилась письменность.
В X веке, вследствие упадка государства и раздробленности, Лхаса теряет статус столицы и лишь в 1642 году получает его обратно. Указ о возвращении Лхасе статуса столицы издает Пятый Далай-Лама. В конце XVIII века, во времена правления в Китае маньчжурской династии Цин, Тибет постепенно теряет свою независимость. Он включается в состав Китая, но правительство Далай-Ламы сохраняется и продолжает осуществлять руководство из своей резиденции в Лхасе.
В конце XIX веке Тибет стал объектом экспансии Великобритании. 3 августа 1904 английские войска вступили в Лхасу, а 7 сентября 1904 тибетские власти подписали договор, предоставлявший Великобритании значительные привилегии в Тибете. Проникновение Великобритании в Тибет вызвало противодействие российского правительства. В 1907 году страны подписали соглашение о территориальной целостности Тибета и невмешательстве в его внутреннее управление.
Сегодня Тибет - часть КНР. Китайские войска предъявили свои права на горную страну в 1949 году. В 1959-м духовный правитель тибетцев Далай-Лама покинул Лхасу и бежал в Индию, основав правительство в изгнании, и на протяжении многих лет он предпринимает попытки установить диалог с Пекином, дабы положить конец конфликту.
Туристический проспект
Обязательная часть городского пейзажа Лхасы - буддийские монахи в ярких шафрановых тогах: вокруг расположено несколько ламаистских монастырей. На весь мир известны дворцы и храмы недоступного когда-то города. Для тибетцев Лхаса - сакральное место. До сих пор можно увидеть, как паломники совершают древний обряд - обходят по часовой стрелке святые места. Именно из-за этой традиции в основе плана Лхасы — три кольцевые дороги, по которым пролегали пути паломников.
В Лхасе мирно уживаются древние обычаи и современные веяния - паломники, прибывшие в священный город, и продавцы сувениров, азартно торгующиеся с туристами. Новая Лхаса напоминает китайский город - автомобили и велосипедисты, много магазинов и развлекательных центров. И на все это с буддийской невозмутимостью взирают средневековые памятники.Дворец Потала
Самым величественным памятником является Потала - знаменитая резиденция Далай-Лам. Строительство дворца началось более тысячи лет назад. Центральная часть дворца, по замыслу Пятого Далай-Ламы, должна была состоять из 13 этажей. Обойти всю Поталу невозможно - это одно из самых больших зданий в мире, целый город-дворец. Здесь хранятся сокровища, оружие, а также священные книги и архивы, которые веками собирали тибетские цари и Далай-Ламы.
Обязательно надо посетить дворцовый комплекс Норбулингка. В переводе – "Драгоценный сад", здесь Далай-Лама проводил летние месяцы. Комплекс включает в себя несколько дворцов, парк, пруды и даже зоопарк. Это одно из любимых мест отдыха горожан.
Самый знаменитый храм Лхасы - Джокханг. Это самый древний священный храм Тибета. Он был заложен в VII веке царем Сонгценом Гампо для того, чтобы поместить туда статую Будды, привезенную в период становления буддизма в Тибете одной из царских жен.
В Лхасе множество храмов, чтобы посетить их все, нужно обладать упорством и временем, но результат превзойдет все ваши ожидания. Храмы Сэра и Гандан являются самыми крупными в городе, внутри Храма Сукан много настенных фресок, статуи Шакья-Муни, Моджурти и Милосердного Будды. Храм Чжэбон стоит на склоне горы Гэнпэйуцз, что в пяти км к северо-западу Лхасы. В конце своей жизни до переезда во дворец Потала здесь жил Пятый Далай-Лама. Ежегодно в августе в дни религиозного праздника Сюедунь в храме Чжэбон проходит церемония Показа Большого Будды. С вершины горы до самого подножья спускают огромное полотнище с изображением Будды. Это – грандиозное зрелище и одно из самых крупных религиозных мероприятий в Тибете.
Нельзя пройти мимо ярмарочной улицы Баркхор. На ней вы сможете увидеть все разнообразие тибетских национальных товаров и отведать настоящую тибетскую кухню.
Посещение Лхасы не оставит равнодушным никого, место, где духовная и светская жизнь мирно уживаются рядом, навсегда останется в ваших воспоминаниях и, конечно, в фотоальбомах.

Материал предоставлен INBI World – международной системой клубов и партнерских организаций, представляющей спортивно-оздоровительные программы и исследовательские проекты:http://www.inbiworld.com/about_inbi.php?newlang=_ru