Нефть: back in 2004

Впечатляет скорость, с которой цена на нефть преодолевает все новые психологические минимумы: планку $100 за баррель Urals пробила в сентябре, в $60 - в октябре, а в минувшую пятницу цена опустилась уже до $35 - ниже самых пессимистичных прогнозов.

В последний раз Urals стоила меньше $35 в июле 2004 года.
Цена может упасть до $30 в случае рецессии в Китае, говорит аналитики.
Доходы российских нефтяников начали падать в III квартале (средняя мировая цена Urals упала на 4% до $113 за баррель). Чистая прибыль "Роснефти" снизилась на 18,6% до $3,5 млрд. Но самым тяжелым будет конец года, на который пришлось наибольшее падение цен в сочетании с ростом экспортных пошлин.
На прошлой неделе потери нефтяников подсчитывал премьер-министр Владимир Путин: у него вышло, что экспорт каждой тонны приносит $68 убытка (при цене Urals $44 и пошлине $192,1 за баррель), пишут "Ведомости".
Пошлина на январь будет рассчитываться из цены около $45 за баррель (средняя с середины ноября по середину декабря), значит, при цене Urals $35 за баррель потери от экспорта составят до $3 на баррель, при цене $25 убыток будет до $13.
Пойдет ли правительство на экстренные меры, не ясно. Нужно считать, как дальнейшее снижение налоговой нагрузки скажется на бюджете, сказал в пятницу вице-премьер Игорь Сечин.
Экспортная пошлина — это около 20% доходов бюджета и ее сокращение на треть снизит доходы в январе на 7-10%, говорит экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Удешевление барреля на $1 сокращает годовые бюджетные доходы на $2,2 млрд, рассуждает экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева. По ее расчетам, при среднегодовой цене $30 за баррель бюджет недополучит 3,5 трлн рублей, что сравнимо с размером резервного фонда (3,7 трлн на 1 декабря).
Ключевой вопрос — курс доллара, говорит главный экономист "Тройки диалог" Евгений Гавриленков. Для обеспечения бездефицитности счета текущих операций и бюджета, по мнению Гавриленкова, нужно в 2009 году девальвировать рубль к бивалютной корзине на 30-40%.