О взаимоотношении с поставщиками, финансовом кризисе и долговой нагрузке в интервью "Деловому Петербургу" рассказал генеральный директор, председатель правления компании "Лента" (сеть гипермаркетов) Алексей Бобров.
"ДП": Как "Лента" чувствует себя сегодня в условиях кризиса? Пришлось
прибегнуть к оптимизации расходов?
А.Б.: Нормально чувствует. По итогам года ожидаем рост
более 50% по сравнению с 2007 годом. Есть, конечно, проблемы, но сейчас
все испытывают примерно одни и те же сложности. Но в плане оптимизации затрат,
возможно, мы оказались в более выигрышном положении по сравнению с другими
компаниями, так как всегда уделяли особое внимание этим вопросам. Строка об
экономии на затратах есть даже в списке наших корпоративных ценностей.
В "Ленте" сформирована уникальная внутренняя культура.
Организационная структура компании очень "плоская", лишенная бюрократических
надстроек. И когда люди видят, что для достижения этого результата им не нужно
преодолевать бесконечное количество уровней управления, не нужно тратить энергию
на создание "видимости бурной деятельности" они работают гораздо
эффективнее.
Что касается спроса, то пока мы не фиксируем каких-либо
значительных изменений. Благодаря позиционированию "Ленты" как "экономичного
гипермаркета" мы оказались в выгодном положении. У нас уже ассортимент, но мы
всегда старались держать цены на сопоставимую корзину товаров на 5% ниже
конкурентов в любом регионе. Сейчас это важный момент для покупателей.
Даже если объем потребления еще более сократится, большим
спросом будут пользоваться товары низкого ценового сегмента. Соответственно мы
будем расширять долю бюджетных товаров. Это также касается и товаров так
называемой "частной торговой марки". В начале года товары, выпускаемые под
нашими собственными торговыми марками, составляли около 5% в обороте. К концу
года хотим увеличить эту долю до 7,5-8%.
"ДП": Как сегодня складываются ваши взаимоотношения с поставщиками?
Учитывая, что сегодня кризис ликвидности испытывают все компании – сети,
поставщики, производители, что изменилось в вашей с ними работе?
А.Б.: Слово "кризис" всех будоражит, и деятельность
компаний, активно использующих кредиты, привлекает огромное внимание.
Неинтересные ранее подробности взаимоотношений с поставщиками становятся вдруг
предметом обсуждений. Не последнюю роль во всем этом играют СМИ. Так произошло и
с информацией об исках к "Ленте". Помните, в сентябре Сергей Полонский написал
журналистам: "Мы просим вас о разумном освещении темы нашей отрасли в СМИ". Вот
и мы просим то же самое. Это очень важно сегодня.
Сегодняшний кризис не зря называют кризисом доверия:
финансовые компании не доверяют друг другу, банки не доверяют заемщикам,
население не доверяет рублю, поставщики не доверяют сетям. А тут еще газеты
подливают масла в огонь. Намеренно возвращаюсь к этому вопросу, так как хочу
акцентировать внимание, на том, что иски поставщиков к "Ленте", о которых
недавно писали вы и ваши коллеги, не связаны с просрочками в оплате товара по
причинам экономического кризиса.
Такого рода судебные разбирательства - нормальная практика
взаимодействия хозяйствующих субъектов в любой экономической ситуации. И никаких
массовых неплатежей и критической ситуации в "Ленте" нет и не будет.
Да, в ситуации, когда иностранные банки отзывают кредитные
линии, а российские ужесточили свои требования к заемщикам, выполнять все свои
обязательства перед поставщиками точно и в срок становится нелегко. Но мы очень
стараемся это делать. Наверное, можно покритиковать нас за недостаточность
общения с поставщиками в этот трудный период, но у нас в общей сложности более
2000 поставщиков и поговорить с каждым физически невозможно. Поэтому, пользуясь
случаем, я хочу донести до всех наших партнеров информацию, что мы несем
ответственность по взятым на себя обязательствам и делаем все, чтобы выполнять
их в оговоренные сроки.
"ДП": Что сегодня самое сложное в вашей работе, учитывая непростую
экономическую ситуацию?
А.Б.: Сложнее всего в этой ситуации, наверное, откладывать
срок реализации новых проектов. Мы развивались последние годы очень активно.
Когда в 2006 году я пришел в "Ленту", сеть состояла из 10 петербургских
магазинов. За два года мы открыли еще 22 гипермаркета по всей России. Будет
очень непривычен спокойный темп работы.
"ДП": Правительство решило помочь крупнейшим российским ритейлерам, в
том числе и "Ленте", рекомендовав банкам с участием госкапитала, выдать им
кредиты. Кто составлял этот список, и большие ли усилия пришлось приложить
компании, чтоб попасть в него?
А.Б.: Кто составлял список, я сказать затрудняюсь, а усилия
нам пришлось приложить немного раньше – чтобы стать одним из крупнейших
российских риетейлеров. Вот это действительно было непросто. А со списком и с
участием в инициативе российского правительства все было максимально быстро и
конструктивно. В рамках инициативы правительства мы встретились с
представителями крупнейших банков с государственным участием и сейчас находимся
в процессе переговоров по условиям получения дополнительных средств.
"ДП": Акционеры не успели продать "Ленту" до начала кризиса,
переговоры заморожены. За счет каких источников будет финансироваться компания?
А.Б.: Средства акционеров – не единственный, и не главный
источник финансирования. Кроме того, "Лента" – это устойчивая и прибыльная
компания, и наша операционная деятельность не требует дополнительного внешнего
финансирования. Все привлекаемые ранее средства мы направляли в основном на
развитие - строительство новых магазинов. В сегодняшних условиях мы
приняли решение сократить нашу инвестпрограмму и в первую очередь
завершить уже начатые стройки.
В 2008 году мы открыли уже 7 комплексом, до конца года будет
еще один. На 2009 год пока запланировано открытие 3 новых магазинов в
Ростове-на-Дону, Омске и Новороссийске. Это как раз тот план, который мы сможем
спокойно осуществить за счет собственных средств.
"ДП": Будете ли вы пересматривать стратегию в условиях кризиса и открывать магазины на арендованных площадях или только на собственных?
"ДП": Будете ли вы пересматривать стратегию в условиях кризиса и открывать магазины на арендованных площадях или только на собственных?
А.Б.: Мы продолжаем переговоры с девелоперами, но в
сегодняшней ситуации нет никакой уверенности, что на рынке будут появляться
новые проекты. Так что основной упор, по- прежнему, будем делать на
строительство собственных магазинов.
"ДП": Какая долговая нагрузка сегодня у компании?
А.Б.: Приемлемая. "Лента" еще не стала публичной компанией,
поэтому мы можем себе позволить не раскрывать подобных цифр. При этом надо
учитывать, что все наши магазины находятся у нас в собственности, а это
уникальный для российского ритейла пример.
"ДП": Когда по вашему будет "дно" кризиса? Какие сегодня самые
большие проблемы в отрасли?
А.Б.: Полагаю, сейчас мы переживаем вторую волну кризиса. Во
время первой пострадал в основном финансовый и фондовый рынок. Все это
происходило с начала 2008 года до октября включительно, и было практически
незаметно обывателю.
Сегодня начинается кризис потребительский. Хотя, до сих пор
кризис для населения происходит в основном в умах, а не в кошельках -
основная масса россиян все еще не ощутила на себе последствий кризиса.
Сокращения на предприятиях начались только в октябре–ноябре, а их пик придется
на декабрь–февраль 2009 года. А пока россияне активно тратят наличные деньги, а
компании стараются подстегнуть покупательскую активность пусть даже ценой скидок
в 10–50%.
В начале 2009 года мы ожидаем сокращение потребительского
спроса на непродовольственные товары, а также смещение спроса в FMCG-секторе в
сторону более дешевых товаров. Сокращение платежеспособного спроса и
неплатежи по кредитам (а сегодня кредитными обязательствами, по разным данным,
обременены от 25 до 35% россиян) приведут к началу третьей волны кризиса. Скорее
всего, именно она будет самой ощутимой для потребительского рынка, спрос упадет
до минимального уровня, особенно в непродовольственных товарах.
"ДП": Довольны ли вы рабочей версией законопроекта "О торговле"?
Чтобы вы в ней изменили?
А.Б.: В последней версии законопроекта учтены практически
все наши пожелания. Главное из них заключалось в том, чтобы так называемые
пороги доминирования были приведены в соответствие с законом "О защите
конкуренции", который устанавливает минимальный порог на уровне 35%, а
максимальный на уровне 50%. В последней версии законопроекта признано, что
торговля должна регулироваться на общих основаниях, а не специально
установленными для нее более жесткими порогами в 15% и 35%.
Положительным моментом является и то, что в законопроекте
установлена привязка к региональному рынку, которой не было в прежних версиях
документа, и было неясно, по какой территории будет считаться доля рынка
торговой сети. Тем самым ритейл избавлен от опасности пристального и ничем не
оправданного контроля со стороны антимонопольного ведомства. Жесткие нормы, будь
они сохранены в законе, стали бы препятствовать естественному процессу
укрупнения.
"ДП": Вы согласны с прогнозом главы Х5 Retail Group Львом Хасисом,
что в России до рождества могут не дожить более 320 (продуктовых) ритейлеров,
т.к. обанкротятся?
А.Б.: Вероятно, Лев Хасис говорил о ритейле в целом, а не
только о продуктовом его сегменте. В противном случае это означало бы, что
продуктовый ритейл в России перестанет существовать.
Мне сложно говорить о точном количестве банкротств. Я не
думаю, что этот процесс будет настолько массовым. В России сегодня очень низкий
уровень концентрации в розничном секторе. В совокупности все крупные
федеральные продовольственные сети имеют всего несколько процентов рынка.
Те большая часть розницы в стране это небольшие локальные игроки.
Даже в последние, так называемые "тучные годы" доступ к
кредитным ресурсам для них был достаточно ограничен. Это не позволяло им быстро
развиваться, но в сегодняшней ситуации это может их спасти. Да, продажи упадут,
но к банкротству это не приведет. А крупные федеральные сети, имеющие приемлемую
долговую нагрузку, с высокой степенью вероятности смогут мобилизовать ресурсы и
договориться о получении инвестиций.
"ДП": Готова ли "Лента" в условиях кризиса тратить деньги на
приобретение мелких региональных игроков, которые будут продаваться с
дисконтом?
А.Б.: Вряд ли. Мы очень жестко подходим к соблюдению нашего
формата. Найти готовые магазины, в которых можно без изменений разместить нашу
технологию практически невозможно.