Ингеборга Дапкунайте: "Жить и думать в кино надо быстро"

Режиссер фильма "Морфий" Алексей Балабанов и исполнительница главной женской роли Ингеборга Дапкунайте о крепких словах, суевериях и гнущихся иглах.

Смотреть фрагменты фильма:

Ингеборга, в фильме вам пришлось делать уколы. У вас нет ни медицинского образования, ни опыта работы в этой сфере. Насколько сложно было втыкать иглу в человеческое тело?
Дапкунайте:
Я прилежно училась, как правильно колоть, но практиковалась на современных одноразовых шприцах. С 1917 года медицина сильно прогрессировала. Иглы сейчас тоньше, уколы гораздо менее болезненные. В кадре мне пришлось колоть старым стеклянным шприцом. Все по-настоящему! В первый раз, поскольку старые иглы гораздо толще, мне не удалось проткнуть кожу. Когда мы показывали "Морфий" в Москве, приятель, врач по образованию, сказал: "Ты что! Эти иглы даже гнулись, не хотели входить в тело. Надо было со всей силы вгонять".
В фильме ваша героиня употребляет морфий. Был ли у вас в жизни подобный опыт?
Дапкунайте:
Нет.
Балабанов: Нет, у меня тоже не было. Я никогда не пробовал наркотики. Лишь два раза курил марихуану в Роттердаме.
В картине есть довольно жесткие сцены – например ампутация ноги. Ингеборга, как вы относитесь к подобному натурализму?
Дапкунайте:
Я знала, что можно ожидать от Алексея, поэтому первый раз смотрела смонтированный фильм довольно спокойно. Я считаю, что в некоторых случаях натурализм просто необходим. Если сценарий хороший, подобные сцены - средство выражения режиссерских мыслей. Почему нет? В жизни бывает и не такое. Натурализм - это выбор режиссера.
Алексей, как вы объясните свою страсть к "жестким" сценам?
Балабанов:
Все люди разные. Одного может тошнить от одних вещей, другого — от других. Мне бы хотелось, чтобы на моих фильмах зрители испытывали удовольствие.
Назовите самый любимый собственный фильм.
Балабанов:
Как автор, я очень доволен картинами "Про уродов и людей" и "Груз 200". "Морфий" – мой самый дорогой фильм, на его производство выделили очень серьезные деньги. О том, что планирую делать дальше, я не буду высказываться. Однажды уже наговорил, и сценарий не получился. Сейчас опять наболтаю, и фильм не пойдет.
Смотреть видео:
Ингеборга, насколько комфортно работать с Балабановым?
Дапкунайте:
Алексей написал прекрасный сценарий. Он неоднократно повторял: "Учи буквы. Правильно скажешь буквы — все будет в порядке. Остальное — дело таланта". Самое популярное замечание Балабанова на съемочной площадке: "Давайте талантливо сыграем!" Это непросто, поскольку съемки - очень быстрый процесс. Жить и думать в кино надо очень быстро.
Балабанов допускает во время работы нецензурные выражения?
Дабкунайте: Матерные что ли? Нет! Леша на площадке не матерится. Никогда!