Недавно в качестве члена одной из политических партий мне довелось поприсутствовать на собрании петербургской оппозиции - представители Объединенного гражданского фронта (ОГФ), «Яблока», «Обороны», запрещенной Национал-большевистской партии и нескольких организаций помельче, собравшись вместе, обсуждали сценарий запланированного на 7 декабря «Марша несогласных».
Первым делом лидер петербургского отделения ОГФ Ольга Курносова
поинтересовалась, есть ли у присутствующих… радио. Оказалось, что оно требуется
для того, чтобы глушить предполагаемую прослушку. Сразу возникло ощущение, что я
нахожусь не в реальности, в каком-то полукомедийном фильме про революцию.
Из этических соображений рассказывать все детали я, конечно, не стану. Но
некоторые моменты, думаю, обнародовать можно. На повестке дня стояло несколько
вопросов: маршрут марша, лозунги, название и концепция. От традиционного
названия «Марш несогласных» решили не отказываться - бренд все-таки уже
раскрученный, хотя и были предложения заменить его на «Марш в защиту
конституции».
На чью-то реплику, что, дескать, прошлогодний ноябрьский марш был не слишком
удачным, Ольга Курносова возразила: там только задержанных было 500 человек, а
значит, и всего народу пришло немало. Оказывается, количество задержанных - это
тоже критерий успешности мероприятия!
Обсуждая лозунги, оппозиционеры держали в уме прежде всего две темы: кризис и
предложение Дмитрия Медведева увеличить срок пребывания у власти президента
России до 6 лет. Главный яблочник всея Петербурга Максим Резник посоветовал,
особо не мудрствуя, взять лозунг, использовавшийся в 1917 году: «Долой
самодержавие!». Однако эта идея не нашла поддержки, и из того, что я услышала,
самым удачным было «Вы потеряли совесть - мы потеряли работу». Это уже по поводу
свирепствующего сейчас мирового финансового кризиса.
Символом марша «несогласные» решили сделать колокол-рынду (используется на
кораблях. - Ред.), на который тут же кинулись собирать деньги - вопреки
расхожему мнению, питерская оппозиция вовсе не купается в роскоши.
Последней темой обсуждения в тот день стала реклама марша. Оппозиционеры, как
пионеры, пристрастно делили фронт работ: кто листовки раздает, кто газеты, а кто
стикеры в метро клеит. Метрополитеновские ветки было решено поделить между
организациями - каждая «украсит» стикерами свою. Этот вид рекламы все сочли
наиболее действенным - даже Максима Резника идея расклейки стикеров очень
воодушевила.