Как получить комментарий в "Газпроме" о футбольном клубе "Зенит"

Роман Овчинников

Работа журналиста проста. Надо найти новость, взять комментарий, человеческим языком написать ее. И все – читай, дорогой читатель. Есть всего несколько "но".

Первое. Как ни странно будет это звучать, новости генерируют всего несколько источников. Если говорить о деловой журналистике в нашей стране их, по большому счету, три. Что бы никого не обидеть перечисляю по алфавитному порядку: "Ведомости", "Деловой Петербург", "Коммерсант".
Чтобы утверждение о том, что все новости идут всего из нескольких источников не было голословным, вот вам наглядный пример из другой сферы. Зайдите на любой спортивный портал (например, sports.ru) и посмотрите любую новость. Внизу будет cсылочка: "как заявил Иван Иванович газете "Советский спорт". Ну, или "Спорт-экспрессу". Исключения в данном случае лишь подтверждают правила.
Второе. Найдя новость надо взять комментарии. Если мы говорим о настоящей журналистике (а мы о ней и говорим) тут действует правило "трех сторон". То есть: у каждого события есть как минимум две стороны и два диаметральных взгляда, и некий независимый комментатор события. Если Вы видите, что в материале журналист даже не сделал попытку взять комментарии хоть одной из сторон проблемы – это плохой материал. Без вариантов!
От автора: как получить комментарий в "Газпроме"
От теории к практике. Когда я писал текст о том, кому принадлежит "Зенит" мне надо было позвонить: 1)"Газпром", 2)"Газпром нефть", 3)Газпром трансгаз Санкт-Петербург", 4) банк "Россия", 5) "Газпромбанк", 6) ФК "Зенит", 7-8) нескольким экспертам. Это так сказать необходимый минимум.
Взять комментарий – это не означает сделать 8 звонков. Если "Газпром" умудрился сделать собственником своего футбольного клуба банк, то уж поверьте комментарии он просто так не даст.
Примерно сутки у меня ушло на следующие разговоры. "Добрый день! Меня зовут Роман Овчинников. Я пишу текст о "Зените" и его фактических собственниках…." Все, что приведено ниже не утрирование, а буквальные цитаты.
Газпромбанк: "А что вы нам звоните?! У нас на балансе много компаний. Звоните в "Газпром". "Газпром": "А что вы нам звоните?! У нас на балансе много компаний. А "Зенит" вообще не нам принадлежит. Звоните в "Газпром нефть". "Газпромнефть": "А что вы нам звоните?! Мы вообще не имеем к этому никакого отношения. (председатель правления "Газпром нефти" Александр Дюков по совместительству президент "Зенита" - Р.О.) Звоните в "Зенит". Ну и так далее.
Пресс-секретарь "Зенита" Алексей Петров четко и по-спортивному прокомментировал ситуацию: "Это просто смешно! Это все равно что рассуждать о том, что было бы, если б Аршавин отдал пас Погребняку".
Чтобы пробить эту стену я довел ситуацию до абсурда. Я задал очередной "газпромовской" девушке из пресс-службы страшный вопрос. "Если "Зенит" вам не принадлежит, то почему Алексей Борисович Миллер летает чуть ли на каждый матч чужого ему клуба". На том конце провода возникла тревожная пауза… Отвечать мне девушка на этот вопрос не стала. Но буквально через полчаса мне перезвонил уже ее Большой Начальник.
А на вторые сутки мне дали ответ! "Политика "Газпрома" в отношении "Зенита" не меняется". Причем Большой Начальник (у него есть и мя и фамилия) просил в этой очень информативной и важной цитате на него не ссылаться.
В общем, что же за политика у "Газпрома" в отношении "Зенита", каждый может понимать как хочет.
БЛОГИ других журналистов "Делового Петербурга" читайте на blogs.dpgazeta.ru >>>