Исследователи из Фонда "Общественное мнение" опубликовали отчет, согласно которому каждый пятый российский интернет-пользователь за последний год хотя бы раз прибегал к услугам интернет-магазинов. При этом, почти 7 из 10 интернет-пользователей используют глобальную сеть для поиска и сравнения товаров.
"Интернетчики относятся к новому способу делать покупки с
осторожностью. Многие связывают эту практику с определенным риском. Покупки в
интернет-магазинах вызывают опасения; способы оплаты через Интернет
представляются недостаточно надежными; выбирать товары кажется более привычным и
удобным в обычных магазинах. Только 7% населения страны покупают товары в
сети", — пишет старший специалист ФОМ Павел Лебедев.
Среди тех, кто товары через интернет приобретают, также
преобладают скептики. Дорогие товары в сети покупают лишь 8% покупателей, а вот
товары ценовой категории "до 1000 рублей" покупает каждый третий клиент.
Примерно каждый пятый покупатель готов купить товар стоимостью до 10 000
рублей.
60% опрошенных говорят, что для них проще и удобнее купить
товар в обычном магазине, даже при том, что на обычный магазин нужно тратить
дополнительное время. 25% респондентов говорят, что им удобнее выбирать и
сравнивать товары в интернет-магазинах. Еще 15% затрудняются ответить.
При покупках в сетевых магазинах российские пользователи
по-прежнему испытывают опасения. 53% опрошенных сообщили, что покупать в
интернет-магазинах опасно. Отметим, что отчасти опасения потребителей
обоснованы, так как активность сетевых мошенников растет при практически полном
попустительстве российских властей - сетевые мошенники и спамеры продолжают
господствовать в Рунете. Лишь 27% пользователей заявили, что большинство товаров
можно покупать в интернете без опасений.
Доверия к платежным интернет-системам россияне испытывают
гораздо больше: из тех, кому приходится проводить финансовые операции в сети,
27% заявили, что проводить финансовые транзакции надежно и безопасно. Однако и
тут доля скептиков превышает — 43% говорят, что не доверяют разнообразным
системам "интернет-денег" и банковским интернет-шлюзам.
Как ни странно, при незначительном преобладании мужской
аудитории в сети, более активными покупателями выглядят именно женщины: 51%
против 49%. Самая активная группа покупателей - это молодежь в возрасте от 16 до
24 лет (46%), затем следуют респонденты в возрастной группе 25-44 года (42%).
Значительно больше покупателей проживают в городах-миллионниках (34%)
"Практику интернет-покупок в первую очередь осваивают
"заядлые интернетчики", люди, сильно погруженные в интернет-среду. Практики,
связанные с повышенными рисками, с деньгами осваивают люди, для которых Интернет
стал привычной социальной средой", — отметил Павел Лебедев.
Исследователи отмечают, что в большинстве своем активные
интернет-покупатели — это люди со средним достатком, готовые осваивать и
прочие интернет-технологии, такие как системы мгновенных сообщений, VoIP,
сетевые игры, банкинг и прочие.