Один из главных оригиналов отечественного бизнеса Олег Тиньков объяснил, почему он не хочет быть миллиардером.
Интервью с бизнесменом состоялось в программе "Деловой Петербург" на
телеканале "ВОТ!".
"ДП": Есть устойчивое фразеологическое выражение: деньги
любят тишину. Про многих российских бизнесменов практически ничего не известно.
Яркий тому пример - Андрей Рогачев, основатель "Пятерочки". Вы же публичный
человек. Вам публичность помогает или мешает в бизнесе?
О.Т.: Скорее мешает. Вот вместо того чтобы делами заниматься
или с детьми побыть, я тут с вами разговариваю. Но после того как я продал
пивной бизнес, в 2005 году, намного реже стал давать интервью. Тогда это была
часть маркетинговой стратегии, денег на рекламу не было, и я охотно соглашался
на все виды интервью, таким способом рекламируя свой продукт.
Еще я был моложе, и меня такие вещи интересовали. Сейчас и времени меньше, и
нынешнему бизнесу такая публичность не сильно помогает.
"ДП": Но все же банк, можно сказать, именной?
О.Т.: На финансовом рынке первичен продукт, а не бренд.
Человек может купить одно или другое пиво или те или иные пельмени, и он ничего
не потеряет. Но с карточками дело обстоит иначе. В зависимости от того, на какую
карту подпишешься, можно потерять или сохранить существенную часть своего
месячного дохода. Потребитель внимательно смотрит на свойства банковского
продукта, а эмоциональная оболочка, то что является брендом, тут вторична. Для
клиента важно только 12 или 32% годовых ему придется выплачивать.
"ДП": Философский вопрос хочется задать.
О.Т.: О! Философии с утра в воскресенье под пиво очень
хочется.
"ДП": Каковы принципы предпринимателя Олега Тинькова?
О.Т.: Таких принципов, которые были бы написаны и висели над кроватью, нет.
Но могу подумать и назвать. Первое, наверное, - это честность. Быть честным к
себе, к партнерам, к клиентам. Второе - fun. Все делать весело, игриво и
получать от этого удовольствие. Третье - работать с приятными людьми. Если
человек мне не нравится, я никогда не буду с ним работать.
"ДП": А эпатаж?
О.Т.: Я никого никогда специально не эпатировал, но если
люди легко эпатируются, что ж делать? Мне их жалко.
"ДП": У банкира всегда хочется спросить, куда сейчас лучше
инвестировать?
О.Т.: С моей точки зрения, сегодня самое выгодное -
размещать средства на рублевом депозите. Самая понятная и лишенная риска
операция.
"ДП": Но инфляция же выше процентов по депозитам?
О.Т.: Я бы так не смотрел на вещи. К тому же уже есть
депозиты и по 12, и по 14%. Да, наверное, инфляция в этом году будет выше. Но
все, что выше 12-14% годовых, на других рынках (ПИФы, облигации) связано с
большими рисками.
"ДП": Как вы выбираете объекты для инвестирования?
О.Т.: Все свободные средства вложил в свой бизнес. Третий
год жду, когда вырастет дерево. Как Буратино в стране дураков.
"ДП": Сбербанк под руководством Германа Грефа стал активно
развивать услугу кредитных карт. В СМИ проходило сообщение, что банк планирует
рассылать кредитные карты по почте, чуть ли не 300 тыс. карт в этом году. Не
означает ли это, что для вашего банка жизнь сильно осложнится?
О.Т.: Я Германа Грефа знаю давно. При всем моем к нему
уважении, он не научит слона танцевать быстро. Конечно, он хочет его научить
танцевать, но это вопрос не года и даже не 5 лет. Кредитные карты -
высокотехнологичный и высокорисковый продукт. Чтобы этот рынок заработал, нужно
много времени. Я не верю, что Сбербанк по-серьезному придет на рынок кредитных
карт раньше чем через 3 года.
"ДП": Банк "Тинькофф. Кредитные Системы" во многом
виртуален. Поверят ли русские люди виртуальному банку?
О.Т.: Это теоретическое высказывание. А вот что происходит
на практике: мы получаем около 100 тыс. заявок в месяц. Надеюсь, я ответил на
ваш вопрос.
"ДП": Относительно мирового финансового кризиса в России нет
единого мнения: кто-то считает, что кризис прошел стороной, кто-то, напротив, -
что он для России впереди. Вы на чьей стороне?
О.Т.: Безусловно, нас кризис никак не затронул. Россия еще
недостаточно интегрирована в мировую финансовую систему, это нас и спасает.
Единственный, кто пострадал в этой истории, - это рынок ипотеки. По сути, он
встал. Поэтому я бы сказал так: не мировой финансовый кризис, а кризис ипотеки.
Я не верю в ипотеку в ближайшие 5 лет. Ведь мне предлагали делать ипотечный
банк. Но я рад, что интуиция меня не подвела и я не занялся ипотечным
кредитованием. Господь меня отвадил в сторону кредитных карт.
Очень обрадовался, прочитав недавно исследование, что банковские кредитные
карты - самый высокомаржинальный вид кредитования.
"ДП": Часто приходилось слышать: "Тиньков вовремя соскочил".
Насколько большую роль в вашей жизни играла удача?
О.Т.: Хотелось, чтобы и впредь мне удачно удавалось входить
и выходить из бизнеса. Чего я так же желаю всем своим друзьям, коллегам, врагам.
Но на одну удачу уповать нельзя, должен быть и расчет.
"ДП": Есть мнение, что время предпринимателей
бунтарей-одиночек в России заканчивается. Что сейчас в России время
госкорпораций. И вообще один из самых высоких конкурсов в вузы на факультеты
госуправления.
О.Т.: Серьезно? Про вузы слышать обидно, горько.
"ДП": Так вот, Олег Тиньков продал свой пивной бизнес
бельгийской InBev. Говорят, что "Евросеть" может быть продана МТС.
О.Т.: Нормальный процесс. Раньше, чем пиво, я продал
пельмени "Дарья" Роману Абрамовичу, игроку не менее глобальному, чем InBev. И
даже если Чичваркин продаст "Евросеть" МТС, он же не умрет. И я не умер. Мы
живые. А пока живые, еще что-нибудь придумаем. Важно, чтобы смена подрастала.
Мы-то стареем. Уже как старик Козлодоев, уже все.
"ДП": В Вашем бизнесе какой этап был самым сложным: начать
фарцевать в гостинице "Прибалтийская", открыть фирму "Петросиб" по торговле
телевизорами, делать пельмени, варить пиво или выпускать кредитные карты?
О.Т.: Каждый по-своему сложный. Мы вот сидим с вами в очень
знаменательном месте - гостинице "Прибалтийская". Я прогулялся по округе перед
интервью и проностальгировался. Валюту тут прятал от спецслужб, а они меня
ловили… Предлагал иностранцам часы, икру. Вот оно - место первоначального
накопления капитала! И многие из тех, кто тут бегал, сейчас большие бизнесмены.
Олег Жеребцов, вроде бы, тут тоже бегал.
А начинать всегда сложно. Но это было так давно, и жизнь так кипела, что даже
не помню, как от спекулянта я стал коммерсантом, от коммерсанта -
предпринимателем, а потом - бизнесменом.
"ДП": Вы говорили, что еще начиная бизнес, уже продумываете,
как из него будете выходить. Когда понимаете, что пора выходить?
О.Т.: Сложный биохимический процесс идет в мозгу.
Сравниваешь предложения и возможности дальнейшего роста. Я простой человек, мне
много не нужно. Вы упоминали Андрея Рогачева, он мой большой друг, мы с ним
вместе начинали бизнес - "ЛЭК-Контакт" фирма называлась, торговали
порошками-тонерами. Году в 1990-м. Меня миллиарды никак не мотивируют. Нет, он
молодец, конечно. Пускай теперь с Дерипаской борется. Но мне не нужны миллиарды.
Я рассуждаю примитивно, обывательски: трое детей, жена, дача в Италии, самолет,
отличная квартира в Питере, все. Я по-простому. А зачем мне миллиард? На хрен не
нужен.
Биография: Олег Тиньков
Родился 25 декабря 1967 года в Ленинске-Кузнецком (Кемеровская обл.).
Три года учился в Ленинградском горном институте. Окончил 6-месячные курсы в University of California, Berkeley (Diploma Program in Marketing).
В 1993 году создал компанию "Петросиб" (сети магазинов "Техношок" и "MusicШок"). В 1998 году основал компанию "Дарья".
В декабре 2001 года принял решение сосредоточиться на пивном бизнесе и продал "Дарью" производственному холдингу "Планета Менеджмент". Производством пива занялся в 1998 году.
В 2005 году продает пивоваренный бизнес.
В 2006 году. покупает московский Химмашбанк и переименовывает его в "Тинькофф. Кредитные системы". Стратегия банковского бизнеса Олега Тинькова отличается от стратегии универсальных банков. Обратная связь с клиентами банка осуществляется по Интернету, телефону, почте. Как таковых офисов и отделений у банка нет.
Цифра: 98-е место по итогам I квартала 2008 г. занимает банк
"Тинькофф. Кредитные системы" в рейтинге "Интерфакс ЦЭА". Активы - 2,7 млрд
рублей. В 2006 году банк занимал 874-е место с активами 216 млн
рублей.